«    Июль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 





-- Материальная помощь сайту --

--Бонус |

Сейчас на сайте:
Пользователей: 0
Отсутствуют.

Роботов: 2
YandexGooglebot

Гостей: 12
Всех: 14

Сегодня День рождения:

  •     Hikaru (21-го, 29 лет)
  •     Olenekot (21-го, 21 год)
  •     Даша Беленькая (21-го, 21 год)


  • В этом месяце празднуют (⇓)



    Последние ответы на форуме


    Рекомендуйте нас:

    Стихи о любви. Клуб начинающих писателей



    Интересное в сети




     

     

    -= Клуб начинающих писателей и художников =-



    Быстрый ответ Ответить
     Класс поэтов. УРОК 2. ОСНОВЫ РИФМЫ
    Дзераса
    6 сентября 2012 21:17
    Сообщение #1



    • 0

    Репутация: - 0 +
    Группа: Гости
    Сообщений: 0
    Регистрация: 1.01.1970
    ICQ:--
    УРОК № 2. РИФМА – КОРОЛЕВА ПОЭЗИИ! (Учительница: Моллинезия)

    Если ритм можно назвать королём поэзии, поэзия рождена ритмом, то рифма по праву может называться её королевой. РИФМА — это особый вид регулярного звукового повтора (созвучия) в конце ритмической единицы (стиха, полустишия, периода).

    В конце строки - конечная рифма:

    «О чем, прозаик, ты хлопОЧЕШЬ?
    Давай мне мысль какую хОЧЕШЬ:
    Ее с конца я завостРЮ,
    Летучей рифмой опеРЮ...» (А. Пушкин)

    В начале строки - начальная рифма:

    «НЕЖНОЙ поступью надвьюжной,
    СНЕЖНОЙ россыпью жемчужной…» (А. Блок)

    Внутри строки - внутренняя рифма:

    «У тальЯНКИ медны плАНКИ,
    ТОНКИ, звОНКИ голоса». (сл. народн.)

    Когда целые слова и фразы в строке рифмуются между собой, это явление можно рассматривать как гипертрофию рифмы или сплошную рифму (панторифму). Например:

    «Слышен с|вист и вой локомобилей,
    Дверь линг|висты войлоком обили». (Гумилёв Н.)

    «Поэта путь мой -
    По этапу тьмой». (Д. Авалиани)

    РИФМЕ «подвластны» стихообразующие функции:

    первое слово в рифме - пассивное, второе – активное. Пассивное слово, идущее во временном отрезке первым, вносит в стих момент незавершённости, оставляя после себя напряжение, связанное с ожиданием гармоничной развязки. Это напряжение снимает активное слово, которое своим появлением заставляет вспомнить пассивное, и уже вместе они создают то ощущение законченности, гармонии и родства, которое и называется рифмой. А потому нагрузку в рифме берёт на себя второе слово, которое может оправдать (точная рифма), частично оправдать (приблизительная рифма) или не оправдать вовсе (диссонанс, белый стих) ожидание гармонической развязки, созданное пассивным словом. Оправданное ожидание усиливает ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ стиха и заложено в самой природе поэзии;

    рифма выделяет звуковым повтором стиховые окончания, отмечая тем самым междустрочную паузу и делая ритм стиха более ощутимым. В стихотворении А. Пушкина «Я вас любил…», например, пауза повторяется ещё и в середине каждой строки после четвертого слога, что дополнительно ПОДЧЁРКИВАЕТ СТРОЙНОСТЬ РИТМА. Стихи - это музыка слов, а рифма – барабан (по К. Кушнеру);

    лексическая функция рифмы заключается в том, что она выделяет слова, связанные звуковым повтором, и тем самым УСИЛИВАЕТ АССОЦИАТИВНУЮ СФЕРУ стиха. Т.е. рифмующиеся слова значительные по смыслу и связанные между собой одной мыслью оказывают огромное влияние на слушателя. Иное публичное выступление со стихами – «зомбирование» слушателей рифмой (по К. Кушнеру). В стихах на советскую тематику, например, неспроста использовались рифмы «Ленин – верим», «партия – братия». С. Маршак в стихотворении для детей «Знаки препинания» с помощью конечных рифм установил такую цепочку понятий, которая позволяет усвоить и запомнить учебный материал без затруднений. «Чудак - знак», «не молчит - кричит», «запятые - завитые», «без нас - не рассказ», «постой - с запятой», «гляжу – слежу», «точка – одиночка». Звучность рифмы во многом зависит от смысла рифмующихся слов;

    рифма в интонационной функции СПОСОБСТВУЕТ ВОЗНИКНОВЕНИЮ ЛОГИЧЕСКОГО УДАРЕНИЯ, в результате чего рифмующееся слово резко выделяется из речевого потока и к нему привлекается особое внимание. Это можно и нужно использовать. Маяковский говорил: «Я всегда ставлю самое характерное слово в конец строки и достаю к нему рифму во что бы то ни стало». Т.е. мало найти ключевое слово и зарифмовать его, нужно ещё определить его место в стихотворении. Вот незабываемый пример из лирической поэзии с логическим ударением внутри строки;

    «Я вас любил: любовь еще, быть может,
    В душе моей угасла не совсем;
    Но пусть она вас больше не тревожит;
    Я не хочу печалить вас ничем.
    Я вас любил безмолвно, безнадежно,
    То робостью, то ревностью томим;
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим». (А.Пушкин)

    В первой строке «бил», «бовь», «быть» оказывает троекратное звуковое воздействие. В середине третьей строки появляется ответная рифма «БОЛЬше». Она же является логическим центром стихотворения. Затем внимание привлекают звуковые «вздыхающие» переливы БЕЗмОлвнО, БЕЗнадежнО, РО БОСтью, РЕвНОСтью. «Я вас любил» повторяется с душевным надрывом и в тоже время со спокойным придыханием, перекличкой конечных рифм: «может», «вожит», «дежно», «нежно». Конечные рифмы в четных строках настроены на повтор звука «м». Тревожное троекратное «то». И в последней строке ключевое рифмующееся слово БОГ является ударным и плавно переходящим к основной заключительной мысли и звуковому «выдоху» «бо», «би», «бы»;

    рифма выполняет организующую функцию в строфической композиции. Композицией называется художественно закономерное распределение какого бы то ни было материала в пространстве или во времени. Рифма ОБЪЕДИНЯЕТ СТРОКИ в строфы. «Поэт организует хаос и дезорганизует шаблон». (К. Ижиковский);

    рифма выступает СТИЛИСТИЧЕСКИМ УКРАШЕНИЕМ речи. Например в народном творчестве очень характерно звучат «горница – горлица», «любушка – луннушка» и т.д.;

    ЭСТЕТИЧЕСКАЯ функция рифмы настолько сильна, что уступает лишь поэтической мысли. «Хромым» же мыслям, по словам Г. Гейне, красивые рифмы нередко служат костылями. Ю. Хейер говорил: «Разница между поэзией и красивыми стихами так же велика, как между пахучим цветком и лавкой парфюмера». Так что при всём вышесказанном «Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет…»

    рифма, бесспорно, является ярчайшим средством художественной ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. Мера и рифма учат выражать мысль кратко и сильно, выражать её молнией (по Кюхельбекеру), но иногда определённого художественного эффекта можно достичь с помощью звукового повтора в широком понимании этого слова:

    «Лучистый лен любовно лепит
    Лазурь ласкающих лесов,
    Люблю лукавых лилий лепет,
    Летящий ладан лепестков». (В. Смиренский)
    Ещё один эффект достигается, когда рифмуются слова с отдалёнными значениями. «Лепет – лепит» - созвучие разных частей речи (РАЗНОРОДНАЯ рифма). Если рифмуются одинаковые части речи (два существительных, или два наречия, или прилагательные, например), такая рифма называется ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ. «Лесов – лепестков». В ней малая доля «неожиданности» (критерий ценности рифмы), она проста и менее интересна.
    При наличии созвучия ударных и послеударных звуков, рифму называют ТОЧНОЙ.
    К ней относятся: слова-близнецы (морс – мёрз) почти полностью совпадающие по звуку; абсолютная рифма (ложа – лёжа) полное созвучие с твёрдой и мягкой ударной гласной; глубокая рифма (полей – тополей) созвучие предударных слогов и окончаний; родная рифма с полным совпадением окончаний (пасть – масть); объективная акустическая (готово - стального, конечно – успешно) с одинаковой безударной гласной в окончании (лето - карета, новый – подковой). А также
    БОГАТАЯ, в которой согласные звуки совпадают и до, и после ударного гласного (взор – позор).
    Но не всякая точная рифма вызывает восхищение. «Ботинки - полуботинки», например. И не каждая НЕТОЧНАЯ (рифма из слов с полным или частичным звуковым несоответствием) плохая. Правильным и оправданным художественным приёмом использования неточных рифм принято считать, когда неточные выступают фоном стихотворения, а регулярно чередующиеся с ними точные рифмы составляют его каркас.
    БЕДНАЯ рифма (в которой рифмуются только ударные гласные «заяц – зависть», например) обычно вставляется в контекст с разговорной речью.
    Музыкальность и динамика в стихотворении достигается путём чередования разных по типу ударения видов рифм. МУЖСКОЙ – у которой ударение падает на последний слог,
    ЖЕНСКОЙ – с ударением на предпоследнем слоге рифмуемого слова, ДАКТИЛИТИЧЕСКОЙ – с ударением на третьем слоге с конца. Например:

    «Слезы людские, о, слезы людские, ............. (ж.)
    Льетесь вы ранней и поздней порой, –..... (м.)
    Льетесь безвестные, льетесь незримые,...... (д.)
    Неистощимые, неисчислимые, ................... (д.)
    Льетесь, как льются струи дождевые .......... (ж.)
    В осень глухую, порою ночной». .................. (м.) (Тютчев)

    Данный пример созвучий демонстрирует плавность, соразмерность, стройность.
    Достаточно редко, обычно только как метрические опыты, встречаются ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКИЕ рифмы (ударение на четвертом и далее удаленных от конца слогах):

    «Холод, тело тайно сковывающий,
    Холод, душу очаровывающий...
    От луны лучи протягиваются,
    К сердцу иглами притрагиваются...» (В. Брюсов)

    Кроме вышеперечисленных примеров, следует упомянуть четверостишия, в которых рифмуются только четные стихи, а первый и третий не рифмуют между собой (холостые стихи, т.е. не имеющие рифмовой пары).
    «Над озером тихим и сонным,
    Прозрачен, игрив и певуч,
    Сливается с камней на камни
    Холодный железистый ключ». (К. Случевский)

    Это пример сознательного литературного приёма (а не случайной оплошности, иногда встречающейся в пространных произведениях). В современной поэзии ХОЛОСТОЙ стих применяется очень редко, но в рубаи Хайяма, например, всегда:

    «Ад и рай — в небесах», — утверждают ханжи.
    Я, в себя заглянув, убедился во лжи:
    Ад и рай — не круги во дворе мирозданья,(!)
    Ад и рай — это две половины души».

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ! (для тех, кто впервые заглянул на урок)
    1 Подберите точные параллельные рифмы к словам: малина, гуляя, синий, петлица, бежал, легко.
    2 Найдите разнородные рифмы к словам: лаская, безликая, стояли, тепло, пелена, несут.
    3 Сочините четверостишия с заданным чередованием рифм: 1 строка - мужская, 2 строка – мужская, 3 строка – женская, 4 строка – женская.
    А также: ЖММЖ; ЖЖЖЖ; МДМД.
    4. Попробуйте сочинить панторифму.

    Сообщение отредактировал Моллинезия - 7 января 2015 18:36
    Перейти в начало страницы
    Камо Грядеши
    7 сентября 2012 00:16
    Сообщение #2



    • 0

    Репутация: - 0 +
    Группа: Гости
    Сообщений: 0
    Регистрация: 1.01.1970
    ICQ:--
    Д/з №2

    1

    малина-балерина
    гуляя-стреляя
    синий-красный, всесильный, мобильный, обильный, коптильный, Навальный
    петлица-рукавица
    бежал-лежал
    легко-далеко

    2

    лаская порхает такая морская
    безликая базиликою с криками тикает
    стояли бояре как вялые крали
    тепло стекло стекло (гл.) на плот
    пелена - не верна, и она - не одна
    несут на суд - за версту нарисуй рассудок, псу, пересуд, суть, Бейрут

    3

    Плясали черти в темноте
    Всех зазывая в свой вертеп
    И не пройти с тобой нам мимо
    Туда наш путь теперь вестимо

    Ты обещала (помнишь?) вечно
    Сквозь сумрак долгих вечеров
    И жар пылающих костров
    Ко мне идти. И стала речкой.

    Всё покатилось с горки в реку:
    Наш груз проблем, печали тело -
    Похоже, стал я человеком,
    И дальше жить так надоело!

    Канула в лету тьма перебитых дней...
    Стерпится, мне говорили, слюбится!
    Но день ото дня я становился злей.
    А чему быть - то непременно сбудется.

    Зайку бросила хозяйка на расстрел
    Умирать оставила на тёмной улице
    Но наш зайка был рисков и смел
    Написал в журнал и заграбастал Пулитцер


    4

    Идёт со мной проклятый рок,
    Даёт Луной распятый слог.
    Так много позади дорог.
    Как слога я найти не смог? (оч сложное задание!)

    Сообщение отредактировал Камо Грядеши - 3 ноября 2012 18:38
    Перейти в начало страницы
    Сталь
    7 сентября 2012 00:52
    Сообщение #3


    Активный участник
    • 51

    Репутация: - 34 +
    Группа: Авторы Клуба
    Сообщений: 237
    Регистрация: 15.08.2011
    ICQ:--
    Цитата: Дзераса
    Такое сочетание полной рифмовки двух строк – очень редкий вид рифмы, который называется панторифмой. Написать целое стихотворение, основанное на панторифме, крайне сложно, поэтому чаще ее применяют фрагментарно.

    Прочитав это, почти три часа бился над стихотворением на темы войны 1812 года, пытаясь написать его именно с использованием этого вида рифмы. Ничего не вышло, точнее, вышло вот что:


    Грозно блестели штыки у дороги
    Мощно ревели быки-недотроги,
    Не понимая - сквозь тернии топало,
    Флаг поднимая, терпение лопало,
    Воинство русское. Шло от реки.
    Мужество. Узкое русло полки
    Переходили, ступая размеренно
    Переносили, шагая немерено
    Долгие вёрсты, долгие дни
    Строгие, просто другие они.

    Очень трудно работать с такой рифмой именно долго и со смыслом (сами видите, смысла ноль, всё ушло в попытки максимально срифмовать). Лично у меня на это таланта не хватило.
    Елена, спасибо, что открыли мне новую вершину, которую стоит покорить.

    --------------------
    О добре пиши! А то будешь такой же бякой, как твои книги...
    Перейти в начало страницы
    Дзераса
    7 сентября 2012 08:37
    Сообщение #4


    Активный участник
    • 51

    Репутация: - 0 +
    Группа: Гости
    Сообщений: 0
    Регистрация: 1.01.1970
    ICQ:--
    Камо! Даже не сомневалась, что Вы первый справитесь с домашкой)))
    Ай, да Камо! Ай, да ... молодец! applause

    Цитата: Камо Грядеши
    (оч сложное задание!)

    Это ирония? Вам действительно оказалось просто?! Гений Вы наш, непризнанный! biggrin Буду продумывать персонально для Вас более сложные задания. А начинающие пусть все-таки начинают с простых вещей, хорошо? hello
    За выполненное задание ставлю Вам пять с минусом (могли бы в первом задании рифмы и побогаче придумать!).


    Цитата: Сталь
    Очень трудно работать с такой рифмой именно долго и со смыслом (сами видите, смысла ноль, всё ушло в попытки максимально срифмовать). Лично у меня на это таланта не хватило.
    Елена, спасибо, что открыли мне новую вершину, которую стоит покорить.

    Не прибедняйся, Сергей! Все у тебя отлично получилось! Трудяга, отлично!

    Перейти в начало страницы
    anuta
    7 сентября 2012 08:45
    Сообщение #5


    Активный участник
    • 51

    Репутация: - 84 +
    Группа: Авторы Клуба
    Сообщений: 554
    Регистрация: 4.03.2010
    ICQ:--
    Я не стала вырывать кусочки из текста, но вот что интересно, это, можно сказать мои первые шаги, и так получилось, что в одном стихотворении намешано всего)))

    Первые три четверостишия отвечают домашния заданиям? Или я ошибаюсь?

    Последние шаги

    Остался только шаг, иль два, иль три
    Я чувствую, тихонько умираю.
    И на меня так странно не смотри,
    Я не сошла с ума, я просто это знаю.

    И слёзы застилают жизни путь,
    Мне хочется идти, бежать…падение…
    Подняться нету сил, а хочется свернуть…
    Но в голове лишь смутное видение…

    В горячечном бреду лечу в кромешной тьме
    И мысли как клубок, и сердце мне кричит…
    Лишь слышу голоса откуда-то извне
    Но разум тормозит, но разум мой молчит.

    Лишь жить, любить… как мало я хочу…
    Сирены вой надрывный где-то слышу…
    Любимой быть, счастливой … Я кричу
    И плачу …. Вертолёт… И сносит крышу.

    Проваливаюсь вдруг в чужой далёкий мир,
    Где монстры, феи, колдуны и боги.
    Туда, где рай и ад, туда, где крах и пир.
    И смело я шагаю через все пороги.

    Там яркие красивые цветы
    И музыка, и радость. Нет тревоги.
    Там исполняются заветные мечты
    И люди там бессмертны, словно боги.

    Но это там. А здесь что шаг- то боль.
    Она невыносима и ужасна.
    Сознание того, что всюду лишь огонь
    И дым. А ты идёшь без маски.

    Считать часы, минуты и шаги
    В надежде, что свершится чудо,
    Хотя не видно впереди ни зги,
    И помощь не придёт из ниоткуда.

    Шагнуть… Обрыв я вижу впереди …
    …Страховки трос сжимают руки друга…
    Ну, что же, небо, крылья подари?
    Мой выбор… Карабин защёлкнут...Туго…

    20.09.2010г (anuta)


    Когда выделила ударные, поняла, что только одно задание выполнено)))
    angel

    Щас еще найду))) или надо именно новые сочинять?
    book

    Воть, долго не размышляя, конечно:)

    Наш мучитель Вы откуда?
    Вы учитель? Это чудо!
    Всем задания даем?
    Наказания ремнём?
    А горошинки-конфеты
    За хорошие ответы?


    angel

    Сообщение отредактировал anuta - 7 сентября 2012 09:00
    --------------------
    Мне все равно на то, что ты кричишь мне за спиной, ты за моей спиной, значит - я впереди. Попробуй обойти меня, скажи в лицо, может, я стану тебя уважать.
    Перейти в начало страницы
    Камо Грядеши
    7 сентября 2012 21:05
    Сообщение #6


    Активный участник
    • 51

    Репутация: - 0 +
    Группа: Гости
    Сообщений: 0
    Регистрация: 1.01.1970
    ICQ:--
    Цитата: Дзераса
    Это ирония? Вам действительно оказалось просто?!

    Нет, я серьёзно, минут тридцать пыхтел
    Перейти в начало страницы
    Buster Liston
    7 сентября 2012 21:11
    Сообщение #7


    Активный участник
    • 51

    Репутация: - 24 +
    Группа: Авторы Клуба
    Сообщений: 235
    Регистрация: 24.07.2012
    ICQ:--
    1. Малина - льдина, паутина, судьбина...
    Гуляя - заставляя, злоупотребляя, изъявляя...
    Синий - зеленый =)) лебединей, павлиний...))
    Петлица - колесница, птица, мастерица...
    Бежал - держал, провожал, заряжал...
    Легко - высоко, глубоко...

    2. Лаская - мастерская, бунтовская, никакая...
    Безликая - пиликая, уликами, чирикает...
    Стояли - лояльно, рояле, паяльник...
    Тепло - уколов, облекло, алло...
    Пелена - пламенна, дана, одна...
    Несут - сосуд, саблезуб, самосуд...

    3.
    а. Я в темноте нашел приют.
    Там, где обычно все гниют
    Без капли солнечного света, -
    Я заплатил свою монету...

    б. В противоречии столкнулись
    Две стороны - Он и Она...
    Теперь одна я сторона,
    Глаза закрылись, веками сомкнулись...

    в. Боль ушла, осталась лишь память,
    Пережитых когда-то мгновений.
    Только вспомнишь, опять может ранить
    Иль подвергнуть минутам волнений...

    г. На небосводе наблюдал
    Движение спутников.
    Меня ж в то время объедал
    Один из путников...

    Над четвертым заданием все ломал голову, но ничего толкового так не вышло... На самом деле ОЧЕНЬ сложно хотя бы только потому, что обычно я руководствуюсь /своими методами/ по написанию произведений, в частности вдохновением - играет ну прямо таки колоссальнейшую роль... А вот так... по приказу/необходимости так сказать... Не идет и все тут... biggrin
    И что ты будешь делать?! roll

    Сообщение отредактировал Buster Liston - 4 ноября 2012 23:22
    Перейти в начало страницы
    Lusia
    7 сентября 2012 22:08
    Сообщение #8


    Эксперт
    • 85

    Репутация: - 50 +
    Группа: Редакторы Клуба
    Сообщений: 2416
    Регистрация: 30.01.2018
    ICQ:--
    Д/З. № 2
    1 .Фонетически точные параллельные рифмы.
    1. малина – латина, кузина, ундина.
    2. гуляя – преломляя,
    3. синий – иней,
    4. петлица- корица, орлица.
    5. бежал - заржал, кинжал.
    6. легко - молоко, рококо (Шматко)
    2. Разнородные рифмы.
    1. лаская – мастерская, пустая.
    2. безликая - мурлыкая, пиликая.
    3. стояли – крыжали, терема-ли
    4. тепло – ушло, стекло (гл.)
    5. пелена - заведена, посрамлена.
    6. несут – на суд, порождают, клянут.

    3.
    ____________1.
    Знаю, что в этом мире, нет такой тишины,
    Где с тобой бы мы были как в пустыне одни.
    С тобою мы не понимали,
    Что здесь нашли, что потеряли.

    ____________2
    Заглянул в мое окошко
    Легкий нежный ветерок,
    Пошалил со мной немножко.
    Уронив мою сережку.
    ____________3
    Ночь в окно, как вор просочилась.
    Лунный луч заскользил по стене.
    Страхи вновь возвратились ко мне.
    Кошка в ужасе в угол забилась.
    ____________4
    Ну, что ж слова? Они как птицы,
    Порой любовь из них струится.
    Я твой навек, ты – моя радость.
    Слова такие, просто сладость.

    4. панторифма.

    С тобой уйдут мои мечты.
    За мной пройдут твои следы.
    Построй редут - слоги чисты
    Постой же тут - слова пусты.
    ***
    А на работе - просто мрак.
    Партнеру бросила: «Дурак!»
    Обозвала и так и сяк.
    Все нервы скручены в кулак.
    Поник совсем гордыни флаг.













    Сообщение отредактировал Lusia - 7 сентября 2012 23:30
    --------------------
    =Сорваный цветок должен быть подарен, начатое стихотворение — дописано, а любимая женщина — счастлива, иначе и не стоило браться за то, что тебе не по силам= Омар Хайям
    Перейти в начало страницы
    Кузьмич
    11 сентября 2012 18:36
    Сообщение #9


    Участник
    • 34

    Репутация: - 2 +
    Группа: Посетители
    Сообщений: 27
    Регистрация: 9.06.2012
    ICQ:--
    А что за панторифма? Я что-то ее не нашел (невнимательно слушал учителя). И примеры есть?
    Перейти в начало страницы
    Анаит
    11 сентября 2012 18:43
    Сообщение #10


    Участник
    • 34

    Репутация: - 0 +
    Группа: Гости
    Сообщений: 0
    Регистрация: 1.01.1970
    ICQ:--
    Не подглядывала, как смогла. Учусь для себя, любимой)))

    1. Подберите 5-6 фонетически точных параллельных рифм к словам:
    МАЛИНА - Мальвина, махина, картина, кринолина, долина
    ГУЛЯЯ - стреляя, впечатляя, умоляя, умиляя, поздравляя, поощряя...
    СИНИЙ - иней, актиний, богиней
    ПЕТЛИЦА - лица, царица, чечевица, глумится, столица
    БЕЖАЛ - провожал, визжал, пожал, нажал, раздражал
    ЛЕГКО - древко, пивко, широко, узкО, глубоко

    2. Найдите как можно больше разнородных рифм к словам:
    ЛАСКАЯ - людская, кое-какая, никакая, такая, мужская, мирская...
    БЕЗЛИКАЯ -тикая, пиликая, чирикая, хихикая,
    СТОЯЛИ - рояли, в одеяле
    ТЕПЛО - снесло, тяжело, зло (нареч.), повезло, пришло, поднесло, развлекло, навлекло, навело, трясло, вело.
    ПЕЛЕНА - допоздна, сполна, полна, разведена, напряжена, освещена, опьянена, подчинена, осаждена, осуждена, тесна, зелена
    НЕСУТ - зер гут, самосуд, сосуд, (нет) простуд.
    (на самом деле можно, наверное, подобрать намного больше рифм, взяла те, что на поверхности)

    3. Сочините четверостишия с заданным чередованием рифм:
    - 1 строка - мужская, 2 строка - мужская, 3 строка - женская, 4 строка – женская
    Вечер пришел,
    Дождик привел.
    Осень старалась -
    Всю ночь убиралась.

    - (через запятую строки 1,2,3,4) женская, мужская, мужская, женская;
    Разбудило утро,
    Глянуло в окно -
    Веки обожгло
    Солнца перламутром

    - все строки женская рифма;
    У двери лежит открытка,
    А в подъезде быстрый топот -
    Это милая попытка
    Отношения заштопать


    - мужская, дактилическая, мужская, дактилическая.
    Засиделось у окна
    Лето знойное.
    Мне приснилась ты. Одна.
    Беспокойная.


    4. Попробуйте сочинить двустишие или четверостишие с использованием панторифмы.
    По поляне скачет,
    Как древляне пляшет.

    Перейти в начало страницы
    Кузьмич
    12 сентября 2012 16:43
    Сообщение #11


    Участник
    • 34

    Репутация: - 2 +
    Группа: Посетители
    Сообщений: 27
    Регистрация: 9.06.2012
    ICQ:--
    1.  Малина - Галина.        Петлица - темница
         Гуляя - умоляя.            Бежал - возмужал
         Синий - дивный.           Легко - мягко
    2.   Лаская - отпускает.          Тепло - крепло
             Безликая - тикает.            Пелена - мне не нужна
             Стояли - две Вали.            Несут - кнут
    3.  Когда составлял я эти стихИ,
           Росли под окном на улице мхИ.
           Среди этих мхов рос красивый цветОчек.
           Угостить его надо водичкой из бОчки. 

            Я целый день крутил педАли, 
            Но в десять дома быть немОг.
            В другой деревне раздавАли
            Вкуснейший яблочный пирОг!

            С утра гляжу, как в светлой дАли
            Березы ветви поднимАли
            И тихо вниз их опускАли
            Как-будто дань утру давАли.

            С утра сегодня в руки взял совОк,
            Но так за целый день и не додУмался
            И грядки ни одной вскопать не смОг
            И вовсе как-то я не образУмился.
    Перейти в начало страницы
    a_doni
    14 сентября 2012 12:14
    Сообщение #12


    Участник
    • 34

    Репутация: - 9 +
    Группа: Начинающие
    Сообщений: 88
    Регистрация: 10.07.2012
    ICQ:--
    1. Подберите 5-6 фонетически точных параллельных рифм к словам:
    МАЛИНА, ГУЛЯЯ, СИНИЙ, ПЕТЛИЦА, БЕЖАЛ, ЛЕГКО.

    Малина - долина, мандолина, Каталина, калина, рябина, Арина
    Гуляя - теряя, бросая, поднимая, передвигая, коротая, полагая
    Синий - павлиний, лососиний, дельфиний, крысиней, бекасиней, гусиней
    Петлица - мастерица, половица, водица, Орлица, ослица;), бобылица, лица
    Бежал - давал, брал, бормотал, задавал, шептал, коротал, объедал
    Легко - далеко, велико, шутовско, высоко, щегольско, мирско

    2. Найдите как можно больше разнородных рифм к словам:
    ЛАСКАЯ, БЕЗЛИКАЯ, СТОЯЛИ, ТЕПЛО, ПЕЛЕНА, НЕСУТ.
    Лаская - бросая, косая, босая, морская, касаясь, таская, каясь, Первомая, дорогая
    -Дзераса , вопрос - лаская - руками- рифма? (ударный слог рифмуется)
    Безликая - монолитами, великая, ликами, тиками, домовитая, открытая
    Стояли - рояли, одеяле, бояре, ваяли, зацветали, граале, приседали, облетали,
    - Дзераса, еще вопрос - стояли - ялик - рифма?
    Тепло - ведро, ушло, кайло, НЛО, добро, завидно, челом, трепло
    Пелена - полна, волна, звала, ветчина, борона, сонар, весна, Елена.
    Несут - барсук, салют, лоскут, берут, парашют, крадут, восстают

    3. Сочините четверостишия с заданным чередованием рифм:
    - 1 строка - мужская, 2 строка - мужская, 3 строка - женская, 4 строка – женская;
    Беря кайло,
    Мне завидно,
    Что дорогая
    Бежит, босая....

    - (через запятую строки 1,2,3,4) женская, мужская, мужская, женская;
    Рукой лаская
    Павлиний хвост,
    Я синий трос
    Тебе бросаю...

    Играл на рояле
    Пушистый барсук,
    Огромный сундук
    Я красил, внимая...

    - все строки женская рифма;
    Прекрасная мастерица -
    Десять лет как бобылица,
    На Рождество в водице
    Увидела ослицу,
    Закричала бобылица,
    Упала на половицу
    И ушибла ягодицу,
    Прилетела к ней орлица,
    \"Все одни и те же лица\",-
    Пробурчала бобылица,
    Падая в обморок.
    (последняя выбилась, простите))

    И приговаривал, лаская:
    О, дорогая,
    Ты, исчезая,
    В просторах мая
    Бежишь, босая,
    Меня восхищая
    И завораживая...

    И не пена морская,
    А царевна- слегка косая-
    Выходит, кусая
    Пирог, коротая
    Ночи, бросая
    Крошки на пол!
    (последняя выбилась, простите))

    - мужская, дактилическая, мужская, дактилическая.
    К тебе на поклон
    Иду, безликая,
    И бью челом
    Тебе, великая.

    4. Попробуйте сочинить двустишие или четверостишие с использованием панторифмы.

    Шагая в гору, вздыхаю громко -
    Таскаю в торбе ведро самогонки
    :)

    Вокруг лощины лежат, молчаливы,
    Как чертовщина, кружат разливы
    :)
    Перейти в начало страницы
    Дзераса
    16 сентября 2012 17:05
    Сообщение #13


    Участник
    • 34

    Репутация: - 0 +
    Группа: Гости
    Сообщений: 0
    Регистрация: 1.01.1970
    ICQ:--
    Друзья, все молодцы! Вы уж простите, что не разбираю каждую работу в отдельности, очень туго со свободным временем. Но я все читаю! Не расслабляйтесь!
    И вообще, рекомендую такие занятия проводить самостоятельно. Это поможет и собственные стихи отшлифовать и навык приобрести.
    Если у вас по ходу выполнения домашки возникают вопросы, задавайте обязательно!
    А теперь приглашаю вас на следующее занятие, посвященное ритму в стихосложении.
    Перейти в начало страницы
    a_doni
    17 сентября 2012 21:39
    Сообщение #14


    Участник
    • 34

    Репутация: - 9 +
    Группа: Начинающие
    Сообщений: 88
    Регистрация: 10.07.2012
    ICQ:--
    Дзераса, добрый день, вопрос был в п.2...
    и была бы благодарна комментам по использованию рифм в заданиях 3-4
    Перейти в начало страницы
    Дзераса
    17 сентября 2012 22:24
    Сообщение #15


    Участник
    • 34

    Репутация: - 0 +
    Группа: Гости
    Сообщений: 0
    Регистрация: 1.01.1970
    ICQ:--
    a_doni лаская - руками- рифма? (ударный слог рифмуется),
    Да, это рифма, НО рифма очень бедная. Так как совпадает фактически только сама ударная гласная А и стоящая перед ней К. Богатыми рифмами к слову "лаская" будут "полаская", "плеская", "морская".
    Но не стоит думать, что бедная рифма - это очень плохо. Иногда бедная рифма придает свое очарование стихотворению.

    a_doni стояли - ялик - рифма? ,
    Да, это тоже рифма, причем не бедная, так как происходит перекрытие трех звуков (из четырех букв второго слова))) Понимаю Ваше смущение, ведь слова, собственно, оканчиваются разными звуками. Этот вид рифмы называется усеченной. О ней, а также о йотированной, предударной, префиксальной и других более сложных видах рифм я планировала поговорить на одном из следующих занятий.


    Цитата: a_doni
    Беря кайло,
    Мне завидно,
    Что дорогая
    Бежит, босая....


    В слове \"завидно\" ударение падает на звук И. Поэтому 1 и 2 строки в мужскую рифму не укладываются.

    Цитата: a_doni
    Прекрасная мастерица -
    Десять лет как бобылица,
    На Рождество в водице
    Увидела ослицу,
    Закричала бобылица,
    Упала на половицу
    И ушибла ягодицу,
    Прилетела к ней орлица,
    \\\"Все одни и те же лица\\\",-
    Пробурчала бобылица,
    Падая в обморок.
    (последняя выбилась, простите))


    ))) Забавно Вы написали. С заданием справились, даже с усложнением (ведь не обязательно было рифмовать исключительно одно слово). А то, что последняя строка выбилась из общей рифмы, смотрится неким задуманным баловством автора.

    Цитата: a_doni
    И приговаривал, лаская:
    О, дорогая,
    Ты, исчезая,
    В просторах мая
    Бежишь, босая,
    Меня восхищая
    И завораживая...


    То же самое, все хорошо. Но последняя строка в силу фонетического ударения выскочила за рамки заданной рифмы.
    Я надеюсь, такой вид рифмы на протяжении нескольких строк Вы выбрали исключительно ради эксперимента?.. Ведь женская рифма не обязует Вас рифмовать единственное слово, она говорит всего лишь об ударении на второй с конца слог ;-)

    Цитата: a_doni
    Шагая в гору, вздыхаю громко -
    Таскаю в торбе ведро самогонки
    :)

    Вокруг лощины лежат, молчаливы,
    Как чертовщина, кружат разливы
    :)


    Будем считать, что первая панторифма была разминочной, а вторая удалась на славу!
    Перейти в начало страницы
    a_doni
    17 сентября 2012 23:07
    Сообщение #16


    Участник
    • 34

    Репутация: - 9 +
    Группа: Начинающие
    Сообщений: 88
    Регистрация: 10.07.2012
    ICQ:--
    Спасибо за анализ!
    а если так?

    Беря кайло,
    Мне все равно,
    Что дорогая
    Бежит, босая...
    Перейти в начало страницы
    Ksenia
    19 сентября 2012 18:44
    Сообщение #17


    Активный участник
    • 51

    Репутация: - 8 +
    Группа: Посетители
    Сообщений: 137
    Регистрация: 10.02.2012
    ICQ:--
    Здраствуйте, не раз читала этот урок и вот наконец напишу домашнюю работу!!!

    Малина - глина, валентина, балерина, кузина, вина, мина, галина....
    Гуляя - чужая, презирая, мечтая, теряя, умоляя, доверяя...
    Синий - иней, скиний, линий...
    Петлица - лица, небылица, синица, горница, молится, темница....
    Бежал - лежал, швырял, дал, отнял, бал, шептал....
    Легко - тонко, далеко, широко, трикко....

    Лаская - морская, какая, такая, таская, зачеркая.....
    Безликая - великая, близкая, дикая.....
    Стояли - теряли, меняли, бывали, дремали, кидали, дали...
    Тепло - светло, добро, зло, число.....
    Пелена - волна, одна, пена, зелена.......
    Несут - бегут, суд, крадут.......

    Мой ум созрел,
    Душу мне грел,
    Но думал ничтожно,
    Стало невозможно.

    Внутрь себя заглянула,
    А моё сердце спит.
    Людям близким хамит,
    Но потом ум затянула.

    Приходили печальные звуки,
    Мои остывали желанья...
    Твои глаза забывала, эти руки
    Звезду молила для свиданья!

    Но разум нежность убил
    И только чёрным вечером
    Она со мной, но ты уходил
    Любить больше нечего!

    Последнее задание было сложным, но я взялась за самое легкое, не знаю, получилось ли, может мысль не будет понятна.Просто хотела попробовать!
    Мой милый, проверяй меня,
    Пой хилый, напевай свистя.
    Не доверяй моей любви
    Не потеряй своей крови!

    =)Вот.....
    Перейти в начало страницы
    Дзераса
    22 сентября 2012 11:07
    Сообщение #18


    Активный участник
    • 51

    Репутация: - 0 +
    Группа: Гости
    Сообщений: 0
    Регистрация: 1.01.1970
    ICQ:--
    Ксения, спасибо за ответственное отношение к домашнему заданию!
    Вы справились со всеми пунктами и это похвально.
    Но у меня возникли вопросы к некоторым рифмованным словами в первой части домашки:
    - скиний - что это такое? Я не знаю значение этого слова,
    - горница - здесь ударение падает на первый слог, как вы его срифмовали с петлицей?
    - молится - если рифмуем с ударением на И, то в слове пропущен мягкий знак \"молиться\",
    - зачеркая - нет такого слова,
    - пена - то ли я не знаю такого слова \"пенА\", то ли это \"пЕна\", которая не рифмуется с \"пеленой\".
    Перейти в начало страницы
    Filosofix
    24 сентября 2012 13:47
    Сообщение #19


    Эксперт
    • 85

    Репутация: - 21 +
    Группа: Авторы Клуба
    Сообщений: 1553
    Регистрация: 16.07.2014
    ICQ:--
    Здравия желаю, товарищ учитель (это у меня со школы еще не улетучилось, а так даже и не знаю как к Вам обращаться icecream )
    Дзераса,
    Извините за опоздание, у меня «сегодня кошка родила вчера котят» :)

    Спешу сдать домашку: правда, с рифмой я в ссоре немножко – у меня больше логическая рифма (например: книжка-нужник ну или что-то в этом роде :) )

    1) Малина – не считая женских имен и различного рода животины существуют различного рода кабины, субмарины, бригантины, льдины, не совсем точные богини, дрезины, корзины, камины (с падежами тоже иногда можно побаловаться), холмины (чего б неологизмов не намаяковить :) ), картины из струганины, бобины, бедуины (это ничего что я окончание не то нарочно ставлю? Это просто немного стилистику портило бы), карабины, мины… знаете, рекорд по подбору рифмы, я думаю, можно поставить, но слава богу никому это в голову еще не приходило…
    Гуляя – осерчал у сарая от лая краснобая из Китая на демонстрации первого мая… (на фонетически точную мне что-то совсем неохота тратиться, можете воспринимать это как непослушание) и снизить балл, хотя я стараюсь специально для Вас…)
    Синий – НИИ флотилий использовал бериллий для спасения мидий, операция называлась «Овидий»…
    Петлица – решил жениться, но двадцатилетница царица-цаца как цапля длинноножница, девица дивиться удали молодца и естественно ежиться. «Фита-ижица» (думаю, неплохой эквивалент «фенита ля комедия» :) ) …
    Бежал – от жал жилистых жужжал, содержал жуткого жука-моржа, женою которого было вша (а тут нечему удивляться, я не могу на простую рифму смотреть уже)
    Легко – (как жаль, что я не японец) легло тягло :D покос, скол, бинокль (не люблю наречия :( )

    2) Лаская - осерчал у сарая от лая краснобая из Китая на демонстрации первого мая (так получилось)
    Безликая – мышь дикая, пикая, лопала артикулы акульи смачно, ликуя, на ребрах пиликала…
    Стояли – Али в баре, так как стулья украли крали из параллели, пели про дали, про ралли, про Сталинград, про валенки и сафари…
    Тепло – текло терпко, тело повело налево, ударение легло не на тот слог – такое дело
    Пелена – странна страна сна, другая сторона нам не видна
    Несут – уют утки в лесу, снуют там и тут: батут или капут, третьего не дано…

    3) (никогда не определял пол у стихов :) )
    Жена глядела хладным льдом,
    Грозила мужу утюгом.
    Мужик сказал: «Я здесь хозяин» -
    И спешно спрятался в чулане.

    «Какого рожна мне тебя судьба послала?
    Ах ты, скотина! Выходи!
    Иль знай же: чтобы ни ноги
    Твоей я никогда здесь больше не видала!»

    «Ну, милая, прости, ну дорогая,
    Я отказался для тебя от рая,
    Да и теперь я от любви сгорая,
    Все осознал и все хочу исправить»

    «Живи уж, бог с тобой,
    И я люблю тебя, мое ты солнце утомленное.
    Намучилась, отбой» -

    Обычно ссорятся так старые влюбленные.

    4)
    Пустырь не трожь,
    Тырь рожь.

    Надеюсь, не зря старался :)

    Сообщение отредактировал Filosofix - 4 ноября 2012 06:10
    --------------------
    "Всякому безобразию своё приличие"
    Перейти в начало страницы
    Дзераса
    14 октября 2012 21:58
    Сообщение #20


    Эксперт
    • 85

    Репутация: - 0 +
    Группа: Гости
    Сообщений: 0
    Регистрация: 1.01.1970
    ICQ:--
    Цитата: Filosofix
    даже и не знаю как к Вам обращаться

    А просто по имени! Договорились? biggrin

    С первым и вторым заданием Вы справились со смекалкой! Улыбнуло!
    Похвально!

    В третьем задании все верно, особенно понравилось четвертое четверостишье про \"старых влюбленных\". Молодец!

    Ну, а панторифма, конечно, угарная! Этакое объявление на заборе! Я под столом)))
    Перейти в начало страницы
    Быстрый ответ Ответить
    1чел. читают эту тему (гостей: 1)
    Пользователей: 0

     
     

     



    Все материалы, публикуемые на сайте, принадлежат их авторам. При копировании материалов с сайта, обязательна ссылка на копируемый материал!
    © 2009-2019 clubnps.ru - начинающие писатели любители. Стихи о любви, рассказы.