«    Июль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 





-- Материальная помощь сайту --

--Бонус |

Сейчас на сайте:
Пользователей: 2
FelipeSkync nataliya1975

Роботов: 2
YandexGooglebot

Гостей: 9
Всех: 13

Сегодня День рождения:

  •     Alexias (15-го, 33 года)
  •     Endanor (15-го, 21 год)
  •     valentain (15-го, 28 лет)
  •     vikiZima (15-го, 42 года)


  • В этом месяце празднуют (⇓)



    Последние ответы на форуме


    Рекомендуйте нас:

    Стихи о любви. Клуб начинающих писателей



    Интересное в сети




     

     

    -= Клуб начинающих писателей и художников =-



    Быстрый ответ Ответить
     Класс поэтов. УРОК 3. ОСНОВЫ РИТМА
    Дзераса
    16 сентября 2012 17:14
    Сообщение #1



    • 0

    Репутация: - 0 +
    Группа: Гости
    Сообщений: 0
    Регистрация: 1.01.1970
    ICQ:--
    УРОК № 3. РИТМ
    (Учительница: Моллинезия)

    Если начинающий поэт овладеет ритмом, он овладеет СТИХОСЛОЖЕНИЕМ (сочинением стихов).

    В основе стихотворной речи лежит прежде всего определенный ритмический принцип.

    Без рифмы стихи живут, а без ритма нет, за исключением верлибров, стихов в прозе. Стихосложение есть система упорядоченности отвлеченных звуковых признаков текста. Обычно она подкрепляется также разнообразными повторениями конкретных звуковых единиц текста:

    - звуков (аллитерация) «,Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть…» «Ж» здесь не только пример благозвучия, но и звук, оттеняющий самое существенное в содержании;

    - слогов (рифма);

    - слов (рефрен) «Все, что в жизни есть у меня. Все, в чем радость каждого дня. Все, что я зову своей судьбой. Связано, связано только с ...»;

    - грамматических конструкций (параллелизм): «Твой ум глубок, что море, || Твой дух высок, что…» и другими приёмами.

    Дробление стихотворной речи на “стихи” создаёт в нашем восприятии впечатление организованного повтора подобозвучащих рядов, впечатление “ритмичности” речи. Сущность “ритмичности” — в сравнении обособляемых рядов, “стихов”, их чередовании.

    Метрическая система русского классического стиха, сводится к учету ожидаемых канонизованных (метрических) ударений. Специфическим отличием стиха от прозы являются метрические повторы: стопа (группа ударных и безударных слогов), её кратные повторы (размер) . В ритме стиха различают три количественных отношения звучания: энергию звучания, высоту основного тона и длительность.

    Подробнее,

    МЕТР – определённое упорядоченное чередование ударных и безударных слогов (ямб, например).

    РАЗМЕР – количество метрических повторений (двухстопный ямб, например).

    МЕТРИЧЕСКОЕ (ритмическое) УДАРЕНИЕ – называется ИКТом (на 2м и 4м слоге в 2х стопном ямбе, например). Икт формирует метр. В силлабо-тоническом стихосложении икты иногда не совпадают с собственным (словесным) ударением слов, входящих в состав стиха. Например: «Хо́ди, и́зба, хо́ди, пе́чь — хо́зяи́ну не́где ле́чь». Но в то же время золотое правило соблюдения ритма не позволяет нарушать словесное ударение без стилистической необходимости.

    СТОПА - группа слогов, выделяемая и объединенная иктом. Сколько иктов, столько и стоп в строке: «мА ма мЫ ла рА му» - три икта/три стопы. (мА ма – 1я стопа и т.д.)

    МЕТРИЧЕСКИЙ РИТМ - вариация метра и стихотворного размера (последовательность одинаковых стоп - ритмический рисунок). Совокупность разных ритмических рисунков образуют логаэдические строки.

    Определив ритм своего стиха, необходимо придерживаться его до самой последней строки, не сбиваться с него.

    Как ритмичны удары часов или пульса, так же ритмично должно читаться стихотворение.

    В ЯМБЕ эти удары падают на каждый второй слог.

    «Я пОмню чУдноЕ мгновЕнье,
    ПерЕдо мнОй явИлась тЫ..."

    ХОРЕЙ - двудольный размер, где ударение ставится на каждый первый слог. Например:

    "БУря мглОю нЕбо крОет,
    ВИхри снЕжныЕ крутЯ..."

    ДАКТИЛЬ - трехдольный размер, где ударение ставится на каждый первый слог. Например:

    "ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники..."

    АНАПЕСТ - трехдольный размер, где ударение падает на каждый третий слог. Например:

    "О, веснА без концА и без крАю..."

    АМФИБРАХИЙ - трехдольный размер, где ударение падает на каждый второй слог. Например:

    "Не вЕтер бушУет над бОром,
    Не с гОр побежАли ручьИ..."

    Схематически стихотворные метры можно выразить так:
    Двухсложные (двудольные):

    Хорей: / -
    Ямб: - /


    Трехсложные (трёхдольные):

    Дактиль: / - -
    Анапест: - - /
    Амфибрахий: - / - , где (-) безударный слог, а (/) ударный.

    Остальные стихотворные размеры образованы от этих пяти основных метрических единиц.

    Мелодика их различна, т.к. ударные и безударные слоги чередуются по-разному.

    Музыка ямба бодрая и очень гибкая (вес-нА). Её любили Пушкин и Лермонтов.

    Хорей – падающий размер, но минор в нем не так заметен как у дактиля из-за малого количества слогов. Мелодика хорея бывает грустной, бывает весёлой (мО-ре).


    Дактиль – самый минорный метр, как и хорей, относится к падающим размерам. Сила голоса, сосредоточенная на первом слоге, к концу ослабевает (тОм-ны-е).


    Анапест – размер подымающийся. За счёт первых двух слогов безударных и последнего ударного ( зо-ло-тОй).


    Амфибрахий – трехсложный размер с ударением на средний слог (до-лИ-на). Он отличается плавностью, легким качанием.

    Большую роль в ритмическом рисунке играют паузы (цезуры). Золотое правило соблюдения ритма требует их точного повтора, за исключением специальных приёмов выразительности. Графически паузы в стихах обозначаются при помощи запятых, тире, многоточий.

    Любой стих может быть каталектическим (стих, в котором длина последней стопы уменьшена). «Мама мыла раму» - стопы полные. «Мама мыла пол» - последняя стопа усечена. В ней не хватает одного безударного слога для чистого трёхстопного хорея. Использование таких неполных стоп в стиховых окончаниях – это ещё один способ влияния на музыку стиха.

    ----------------------------------------------

    ПРИМЕЧАНИЕ: всё вышесказанное относится к силлабо-тонической системе русского классического стихосложения, утверждённой ещё в XVIII веке В.М.Ломоносовым. Силлабо-тоническое, т.е. слого-ударное, построение стиха характеризуется чередованием ударных и безударных слогов таким образом, что образуются так называемые размеры.

    Учение о “пеонах” и “пиррихиях”, является смешением двух «проблем» — метра и ритма.

    ---------------------------------------------

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (старое).

    1. Установите размер любого своего стихотворения.

    2. Напишите стихотворение с применением двухстопного ямба или хорея.

    3. Напишите стихотворение с использованием четырехстопного дактиля с применением чистого и каталектического размера.

    НОВОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ!

    4. Составьте опорные схемы пяти стихотворных размеров для своей практики, используя свои имена или названия городов, известные фразы, любимые строки и т.д. Например: Анна Ахматова (дактиль), Николай Гумилёв (анапест), Марина Цветаева (амфибрахий) и т.д.

    5. Определите стихотворный размер в любом из приведённых отрывков.

    «Россия - священная наша держава!
    Россия - любимая наша страна!
    Могучая воля, великая слава -
    Твое достоянье на все времена». (С. Михалков)

    «Высокой страсти не имея
    Для звуков жизни не щадить,
    Не мог он ямба от хорея,
    Как мы ни бились, отличить». (А.С. Пушкин)

    «Стих, как монету чекань
    Строго, отчётливо, честно,
    Правилу следуй упорно:
    Чтобы словам было тесно,
    Мыслям - просторно». (Н. Некрасов)

    «Восемь лет в Венеции я не был...
    Мука Бреннер! Вымотало душу
    По мостам, ущельям и туннелям,
    Но зато какой глубокий отдых!..» (И. Бунин)

    «Ах, зачем эта ночь...
    Так была хороша!
    Не болела бы грудь,
    Не страдала б душа». (неивестный автор)

    ------------------------------------------------

    Сообщение отредактировал Smurf - 8 февраля 2013 14:14
    Перейти в начало страницы
    a_doni
    17 сентября 2012 22:52
    Сообщение #2


    Участник
    • 34

    Репутация: - 9 +
    Группа: Начинающие
    Сообщений: 88
    Регистрация: 10.07.2012
    ICQ:--
    Дзераса, сначала вопрос по материалу))

    - каким метром написан пример кателектической строфы?

    - анакруса - Гаспаров в книге Русский стих начала 20 века в комм. (http://philologos.narod.ru/mlgaspar/gasp_rverse.htm) приводит в пример анакрусы стихотворения С.Городецкого Зной
    Не воздух, а золото,
    Жидкое золото
    Пролито в мир.
    Скован без молота -
    Жидкого золота
    Не движется мир.
    где он определяет размер стихотворения как трехсложный размер с переменной анакрусой. Можете чуть подробнее об этом?

    и еще - я не поняла - когда читала Гаспарова - про пример с онегинской строфой -
    Слова: бор, буря, ведьма, ель,
    еж, мрак, мосток, медведь, метель
    Гаспаров пишет - что на анакрусу чаще всего приходятся сверхсхемные ударения.... т.е. в итоге анакруса - это необязат.безударный слог...?

    1 задание - думаю, что большую часть стихотворения я написала 4-стопным хореем, где-то строки акаталектические (3), где-то каталектическая (1,2) - не уверена про каталектику - правильно ли я ответила, учитель?))
    И не знаю, как определить строку \"гроб хрустальный\"- что это с т.зрения теории стихосложения?
    и последнее пятистишие- 1 строка - это и есть безударная анакруса?))) - или...?

    остальные задания - позже

    анализируемое стихотворение:

    Утра тихого шаги,
    Ни прохожего, ни зги
    Не видать в окно царевне.
    Сто лучей струится вниз,
    Падает на землю ниц -
    Песен не слыхать царевне.
    Сумерки пришли в мой дом,
    Неба свет померк кругом,
    Темнота вокруг царевны
    Наступает. И впотьмах
    Шевелится бледный страх.
    Он крадется по карнизу,
    Залезает на балкон,
    Дверь тихонько отворяет,
    И заглядывает в спальню,
    Где мерцает в глубине
    Гроб хрустальный.
    А царевна? Нет, не слышит
    Близких шаркающих ног,
    Дремлет. Ужасом окутан
    Дом и двор, и за стеклом
    Воздух замер, цепенея.
    Шепчет Страх царевне: \"Нет
    В мире рыцарей отважных,
    Никого, кто сможет гроб
    Разбить хрустальный!\"
    Спит царевна и во сне
    Плачет горько в тишине,
    В одиночестве печальном.
    Время движется и вот
    Наступает час созвездий,
    Что блистают светом тайным.
    Луч летит, поет, и светит;
    Тает лед, морок бежит;
    Но царевна не спешит
    Выйти из дому. Бренчат
    Цепи гроба и цикад
    Заглушают стрекотание.
    Тени снова проникают
    В дом. Царевне не хватает
    Волшебства что было сил
    Прочь сбежать! И задыхаясь,
    Месяц к ней стремиться. Дождь
    Крышами бежит, стучится
    К ней в окошко. Но девица
    Отвернувшись, в одеяле
    То ли спит, то ли не спит:
    Грезит. Листьями шуршит
    Домовой, и День скрипит,
    Ночь, в потемках спотыкаясь,
    Тихо лирою бренчит,
    И молчит, молчит, молчит
    Вечер. Дни проходят мимо,
    Гроб хрустальный для царевны
    Дома на цепях висит.
    ...
    Ребенок сказку дочитал,
    На подушечку ложился,
    Глазки тихо закрывал,
    Спал и видел той царевны
    Нежелательный финал.
    Перейти в начало страницы
    Дзераса
    17 сентября 2012 23:28
    Сообщение #3


    Участник
    • 34

    Репутация: - 0 +
    Группа: Гости
    Сообщений: 0
    Регистрация: 1.01.1970
    ICQ:--
    1.
    Цитата: a_doni
    - каким метром написан пример кателектической строфы?

    Цитата: Дзераса
    Я давно так не мучился сном!
    Этот ужас преследует ночь.
    Ностальгия наполнила дом.
    Привидения прочь!!!


    Первые три строки написаны трехстопным анапестом, в четвертой строке усечена вся третья стопа, то есть фактически каталектика привела к формированию двустопного анапеста.


    2.
    Цитата: a_doni
    Не воздух, а золото,
    Жидкое золото
    Пролито в мир.
    Скован без молота -
    Жидкого золота
    Не движется мир.
    где он определяет размер стихотворения как трехсложный размер с переменной анакрусой. Можете чуть подробнее об этом?


    Очень интересный пример!
    Давайте разбираться вместе.
    Изобразим графически стихотворение (тире будет безударным слогом, слеш обозначит ударный слог):

    - / - - / - -
    / - - / - -
    / - - /
    / - - / - -
    / - - / - -
    - / - - /
    Определяем основной метр – это дактиль ( / - - ), в данном случае в двустопном размере. Анакруза (нулевой безударный слог) проявляется в 1-й и 6-й строках. Анакруза здесь применена не симметрично (в 1-й и 4-й строках), а в 1-й и 6-й строках, поэтому называется переменной (блуждающей).
    Помимо примера переменной анакрузы здесь мы можем увидеть еще и каталектику в 3-й и 6-й строках. То есть от дактилического метра второй стопы остался только один ударный слог.
    Надеюсь, что разъяснила доступно.
    Спасибо за такой чудесный пример!
    Перейти в начало страницы
    Дзераса
    18 сентября 2012 00:23
    Сообщение #4


    Участник
    • 34

    Репутация: - 0 +
    Группа: Гости
    Сообщений: 0
    Регистрация: 1.01.1970
    ICQ:--
    3.
    Цитата: a_doni
    я не поняла - когда читала Гаспарова - про пример с онегинской строфой -
    Слова: бор, буря, ведьма, ель,
    еж, мрак, мосток, медведь, метель
    Гаспаров пишет - что на анакрусу чаще всего приходятся сверхсхемные ударения.... т.е. в итоге анакруса - это необязат.безударный слог...?

    В определении анакрузы речь идет не о фонетическом, а о синтагменном ударении (акцентах в словосочетаниях), на котором базируется силлабо-тоническая система стихосложения, это во-первых.
    Во-вторых, сверхсхемное ударение - это ударение на слабом месте стиха. Например, когда слово в один слог выпадает в стопе на место безударного слога. При чтении фонетическое ударение такого слова гасится, слово почти проглатывается между акцентами синтагмы (словосочетания).
    В-третьих, анакруза может быть под фонетическим ударением, но в ритме стихотворения она остается безударной.
    Подытожим: анакруза - это синтагменно безударный слог (или слоги) в начале строки, которые, тем не менее, могут иметь фонетическое ударение, которое сглаживается при чтении стихотворной строки.
    В приведенном Вами примере анакрузой является слог-слово \"ёж\". У него есть фонетическое ударение, но в процессе чтения слог становится практически безударным. Его миссия уравновесить ритм второй строки с первой.

    Сообщение отредактировал Дзераса - 18 сентября 2012 08:24
    Перейти в начало страницы
    a_doni
    19 сентября 2012 12:43
    Сообщение #5


    Участник
    • 34

    Репутация: - 9 +
    Группа: Начинающие
    Сообщений: 88
    Регистрация: 10.07.2012
    ICQ:--
    Спасибо!
    а почему строчки 1 и 6 у Городецкого - это не амфибрахий - ведь можно же определить это так, а не как анакруса с дактилем...? - или считается по преобладающему в стихотворении размеру?

    PS - а про мой собственный стих - насколько я его правильно \"померяла\"?))
    Перейти в начало страницы
    Дзераса
    21 сентября 2012 19:23
    Сообщение #6


    Участник
    • 34

    Репутация: - 0 +
    Группа: Гости
    Сообщений: 0
    Регистрация: 1.01.1970
    ICQ:--
    Цитата: a_doni
    почему строчки 1 и 6 у Городецкого - это не амфибрахий - ведь можно же определить это так, а не как анакруса с дактилем...? - или считается по преобладающему в стихотворении размеру?


    Вы задаете очень интересные вопросы! Это похвально! Я очень рада, что Вы вдумываетесь в то, что изучаете!
    Нет, стопа не определяется по преобладающему в стихотворении размеру, хотя стихотворения, написанные одним метром, достаточно распространены.

    Вопрос определения стопы в стихотворении неразрывно связан с фонетикой. Даже если мы читаем стихотворение быстро, между словами (частями речи) все равно слышатся микропаузы. Стопы стихотворения также часто зависимы от этих пауз.
    Например, если мы будем рассматривать стихотворение исключительно как графическую схему
    - / - - / - -
    / - - / - -
    / - - /
    / - - / - -
    / - - / - -
    - / - - / ,
    в отрыве от смыла строк, то 1-ю строку, действительно, можно, на первый взгляд, определить как трехстопный амфибрахий, усеченный на безударный и ударный концевые слоги третьей стопы.
    Но тогда возникает закономерный вопрос, а действительно ли последняя усеченная стопа является амфибрахием? А, может быть, это усеченный на один ударный слог ямб? Никто, кроме автора, этого не знает. То есть внеметрический последний слог остается неидентифицированным. Если же мы присоединяем его к дактилической стопе, то все становится на места.
    Второе доказательство наличия в стихотворении именно дактиля с анакрузой является прямая связь определения стопы (метра) с фонетикой всей строки.
    Если бы это был амфибрахий, то нам пришлось бы читать строку с микропаузами:
    НевОздух, I азОло I то, у нас опять остается в отрыве последний слог, при этом, искажая фонетическое восприятие всего слова «золото».
    В-третьих, в стихосложении действует закон парности. То есть в ритме, как и в рифме, необходимо, чтобы у строки была пара, "строчки-одиночки" очень не приветствуются в поэзии, хотя и встречаются (в «холостых стихах»). Для нашей 1-й строки парной является строка 4-я. Но в ней мы ясно видим двустопный дактиль. И это опять-таки свидетельствует о том, что в первой строке автор воспользовался анакрузой.
    6-я строка, вызвавшая у Вас сомнение, может быть проанализирована по аналогии с первой.
    Недвижет | сямир – плохое фонетическое звучание, это раз. Гораздо лучше звучит:
    Недвижется | мир.
    Парность 6-й строки с 3-ей, в которой нет нулевого слога, также приводит к убеждению присутствия анакрузы.

    Цитата: a_doni
    1 задание - думаю, что большую часть стихотворения я написала 4-стопным хореем, где-то строки акаталектические (3), где-то каталектическая (1,2) - не уверена про каталектику - правильно ли я ответила, учитель?))


    Вы справились с заданием, и все сказали правильно. Преобладает, действительно, четырехстопный хорей, с полным или усеченным окончанием. Но важно заметить, что в стихотворении слишком много встречается фонетически спорноударных слогов, то есть, там, где должно быть метрическое ударение, его не должно быть фонетически:
    \"Воздух замер, цепенея\".
    Если такая ситуация принимает системный вид, в стихотворении бывает сложно уловить построчный ритм, при чтении строки могут смещаться и ломать мелодику стиха. К тому же, в приведенном Вами стихотворении нет строф и рифма скачет (а кое-где ее вовсе нет).
    Вообще, стихотворение сложно к восприятию и требует существенной доработки. Ситуацию спасает лишь сказочно-былинный сюжет, который поверхностно сглаживает некоторые углы \"ластиком жанра\".

    Цитата: a_doni
    И не знаю, как определить строку \\\"гроб хрустальный\\\"- что это с т.зрения теории стихосложения?

    Простите, Елена, но я бы с точки зрения стихосложения определила это как авторскую лень. angel Строка оборвана и брошена на произвол судьбы. Не стоит даже пытаться опеределить ее размер, надо ее переписать. Так же обстоит дело со строкой \"Разбить хрустальный!\".

    Цитата: a_doni
    и последнее пятистишие- 1 строка - это и есть безударная анакруса?

    Да, 1-я строка - пример анакрузы. Только анакруза не может быть \"безударной\", безударным бывает слог ;-) Тавтология-с...

    Сообщение отредактировал Дзераса - 21 сентября 2012 20:09
    Перейти в начало страницы
    a_doni
    21 сентября 2012 23:41
    Сообщение #7


    Участник
    • 34

    Репутация: - 9 +
    Группа: Начинающие
    Сообщений: 88
    Регистрация: 10.07.2012
    ICQ:--
    Дзераса. спасибо - про дактильи амфибрахий (возможный) стало чуть понятнее

    про гроб хрустальный - на самом деле, это была идея (мб дурно воплощенная) поставить своего рода знак восклицания - воспользоваться ожиданием читателя, которое не исполняется....

    не поняла про пример с цепенея.. - ведь в слове же не может быть двух фонетических ударений, а то, которое есть - совпадает с синтагменным...? - или нет)))?
    Перейти в начало страницы
    a_doni
    22 сентября 2012 09:38
    Сообщение #8


    Участник
    • 34

    Репутация: - 9 +
    Группа: Начинающие
    Сообщений: 88
    Регистрация: 10.07.2012
    ICQ:--
    2 задание


    Гляжу в окно -
    В окне темно,
    Одев кимоно,
    Несу ведро.
    Немудрено –
    Я в Токио

    «Мечты, мечты», -
    Вздохнул котяра,
    Сластя сметану
    Для красоты…

    Это мое, а вот классика)))

    Саранча летела, летела
    И села.
    Сидела, сидела,
    Все съела
    И вновь улетела.

    (какой здесь размер ? - переменный...?)

    Кто идет? - Солдат.
    Это что? - Парад.
    Вот обер-капрал,
    Унтер-генерал

    (здесь все-таки трехстопный хорей у Пушкина...- двухстопного не нашла)

    Перейти в начало страницы
    Дзераса
    22 сентября 2012 10:53
    Сообщение #9


    Участник
    • 34

    Репутация: - 0 +
    Группа: Гости
    Сообщений: 0
    Регистрация: 1.01.1970
    ICQ:--
    Цитата: a_doni
    не поняла про пример с цепенея.. - ведь в слове же не может быть двух фонетических ударений, а то, которое есть - совпадает с синтагменным...? - или нет)))?

    Здесь Вы правы, фонетическое и синтагменное ударение совпали, но пропущено метрическое ударение, которое должно выпадать на первый слог слова \"цепения\". Такое явление называется ПИРРИХИЙ. Другими словаим пиррихий - это двудольная стопа, в которой оба слога безударные. Это не ошибка, но чрезмерно частое применение пиррихия (как в Вашем стихотворении), не всегда выигрышно.
    Раз уж мы вспомнили о пиррихии, надо сказать еще пару слов о его противоположном аналоге СПОНДЕЕ - это двудольная стопа, в которой оба слога ударные.

    Цитата: a_doni
    Саранча летела, летела
    И села.
    Сидела, сидела,
    Все съела
    И вновь улетела.
    (какой здесь размер ? - переменный...?)


    Это пример ВОЛЬНОГО СТИХА, в котором не урегулировано построчное количество одинаковых стоп. Такой вид стихотворений отступает от правил силлабо-тоники в сторону тонических стихов и регулируется в основном интонационно.Такой стих, чаще всего, не имеет строфической структуры. Но обязательным признаком вольного стиха является наличие рифмы, причем, рифмы максимально богатой, так как бедная, неточная рифма крадет всю ценность вольного стиха, превращая его в жалкое подобие поэзии.

    Сообщение отредактировал Дзераса - 22 сентября 2012 09:56
    Перейти в начало страницы
    a_doni
    22 сентября 2012 22:57
    Сообщение #10


    Участник
    • 34

    Репутация: - 9 +
    Группа: Начинающие
    Сообщений: 88
    Регистрация: 10.07.2012
    ICQ:--
    не поняла про пиррихий...(((
    почему там нет ударения - ведь если у меня 4 ст.ямб - то - одно слабое место (це), а потом ударение - на \"не\"....?

    пыталась выполнить 3 задание - Муза отказалась работать)))
    но искренне благодарна за тему - получился верлибр (http://clubnps.ru/forum/topic_1471/3#sreply - в самом конце странички...- если интересно)

    почитала примеры - у Брюсова, у Некрасова - приуныла совсем -что-то размерчик совсем неблизкий...)))
    короче, подскажите, Дзераса, как профессионал - как Музу приманивать на конкретные задачи - 4 ст.дактиль, к примеру)))?
    Перейти в начало страницы
    Камо Грядеши
    23 сентября 2012 21:56
    Сообщение #11


    Участник
    • 34

    Репутация: - 0 +
    Группа: Гости
    Сообщений: 0
    Регистрация: 1.01.1970
    ICQ:--
    Д/з №3

    1) Анализ своего стихотворения:

    Третью ночь полнолуние вяжет
    Крылья огненных скатов небес,
    Острым бликом на каменных кряжах
    Оставляет хрустальный надрез;
    Вьётся светлым дымком по опушкам,
    Растворяя прозрачность тайги,
    Навевает сон юным пастушкам
    И глотает лучинок огни;
    Затевает неспешные споры,
    Что продлятся всю ночь до зари,
    Что-то пишет углём на заборах,
    Будто с вечностью держит пари...

    Получилось
    --/--/--/-
    --/--/--/
    --/--/--/-
    --/--/--/
    Трёхстопный амфибрахий с анакрузой в нечётных строках,
    чередующийся с трёхстопным анапестом в чётных. 0_о ??
    Не думал, что я такие стихи пишу))

    2) Двустопный ямб чередующийся с двустопным ямбом получился.

    \"Тра-та-та, тра-та-та, без логистики никак!\"

    Хорей и ямб
    С собой везём.
    В дороге ям -
    Как света днём.
    Хорей - в мольбы,
    С ней ямб в уста...
    Уж лучше бы
    Везли кота.

    3) Четырёхстопный дактиль в чётных строках (чистый размер),
    чередующийся с четырёхстопным дактилем (каталектический размер)

    Новый Новый Год

    Тело распяли на ёлочке весело:
    Деда Мороз, ты не нужен такой!
    Глупо, когда борода - это месиво,
    Нос весь в салате с изюмом-свеклой.
    Нам и подарки твои не понравились:
    Стельки от туфель и дохлая мышь -
    Пьёшь, материшься, рыгать взял за правило...
    Больше теперь уже не пошумишь.

    Сообщение отредактировал Камо Грядеши - 24 сентября 2012 15:23
    Перейти в начало страницы
    Filosofix
    24 сентября 2012 20:20
    Сообщение #12


    Эксперт
    • 85

    Репутация: - 21 +
    Группа: Авторы Клуба
    Сообщений: 1553
    Регистрация: 16.07.2014
    ICQ:--
    Как жаль, что я не барабанщик… и ритма я ни разу не встречал… посмотрим, что у нас с ним было на уровне суперэго…

    1. Проанализируйте, пожалуйста, любое свое стихотворение и установите его размер. Можно взять стихотворение кого-нибудь из одноклубчан.
    Достаточно сложно будет найти, конечно…

    Лай в…

    На миг я закрыл глаза.
    Сон прерывается шепотом ветра.
    Странная все-таки жизнь.
    Рублевыми крыльями дышит
    Пепла.

    В тихом уютном углу.
    Скрип половиц предвещает сердца стук.
    Мечется в клочья зима.
    Истина звонко бьется
    В блюдцах.

    Чудно вокруг, мерцает ничто
    Человеческое не чуждо дряни.
    Петь о победе мертвым?..
    Спрятанные в веках… глаза устали…

    -/--/-/
    ---/--/--/-
    /--/--/
    -/--/--/-/-

    /--/--/
    ---/--/-/-/
    /--/--/
    /--/-/-/-

    /--/-/--/
    --/----/-/-
    /--/-/-
    /---/--/-/-
    Знаете, по-моему, эти счеты бракованные))))) сразу скажу, что о ритмике я вообще мало забочусь, но мне интересно можно ли из этого стиха сделать что-то похожее на размерный стих? (у меня как-то пока плохо получается :( ) Я, конечно, с ритмом буду работать, но пока мне это слишком тяжело дается (не в плане эмпирики, а в плане техники)…

    Утро.
    Прохлада влажною рукою
    Коснулась трепетных ресниц.
    Я поскорей глаза открою,
    Чтоб увидать, как день родится.

    Здесь тишина еще прозрачна
    Дома как будто в полусне.
    И крикнуть хочется - О радость!
    Что день явился на земле.

    После кошмарной душной ночи
    Окно вовсю я распахну.
    Что это утро мне пророчит?
    Как этот день я проживу?
    Попробуем чужое (т.е. for Lusia :) )

    1)
    -/-/-/-/
    -/-/-/-/
    ---/-/-/-
    ---/-/-/-
    2)
    ---/-/-/-
    ---/---/
    ---/-/-/-
    ---/---/
    3)
    ---/-/-/-
    -/-/-/-/
    ---/-/-/-
    ---/---/

    Так, здесь определенно что-то есть (не зря ж оно мне понравилось :) )
    1) 4стопный ямб каталектический
    4стопный ямб акаталектический с анакрузой
    Рифма смежная
    2) 4стопный ямб акаталектический с анакрузой
    4стопный ямб акаталектический с 2мя анакрузами,
    Рифма перекрестная
    3) 4стопный ямб акаталектический с анакрузой
    4стопный ямб каталектический
    4стопный ямб акаталектический с 2мя анакрузами,
    Рифма перекрестная
    Надеюсь, я несу не полный бред…

    2. Попробуйте сочинить юмористическое стихотворение с применением двустопного ямба или хорея. Если не сумеете, поищите у классиков.
    Соединив сок апельсиновый
    И нитроглицерин,
    Как встарь мечом, огнем «Иду на Вы»
    Без злости, без причин.
    (какой-то экстремизм из меня попер, к чему бы это…)

    3. Напишите стихотворение на тему «Время» с использованием четырехстопного дактиля (с применением чистого и каталектического размера).
    Ровные стрелки на старте застыли,
    Белые линии, черные линии,
    Полустепенно в молчании маятник
    В сонное царство по волнам отправит…

    Хотелось бы знать у меня хотя бы что-нибудь получается, а то я слишком парюсь с этим… а вот смотрю и не вижу то это или не то...

    Сообщение отредактировал Filosofix - 24 сентября 2012 19:44
    --------------------
    "Всякому безобразию своё приличие"
    Перейти в начало страницы
    Vergiliya
    25 сентября 2012 22:08
    Сообщение #13


    Магистр карательной части
    • 68

    Репутация: - 44 +
    Группа: Гости
    Сообщений: 582
    Регистрация: 27.09.2011
    ICQ:--
    уважаемые ученики, Учитель Школы Поэтов Дзераса по личным причинам будет отсутствовать ближайшую неделю! Прошу сохранять спокойствие и дождаться возобновления уроков!
    Все, кто отправляли Дзерасе в личку стихи для разбора, обязательно получат ответ!

    --------------------
    В бессрочном отпуске...
    Перейти в начало страницы
    Buster Liston
    26 сентября 2012 01:03
    Сообщение #14


    Активный участник
    • 51

    Репутация: - 24 +
    Группа: Авторы Клуба
    Сообщений: 235
    Регистрация: 24.07.2012
    ICQ:--
    1. Анализ стихотворения 062012 "Осень/очень красивая..."

    * * *
    Осень красивая, осень нарядная –
    Синее-синее небо прохладное.
    Осень ненастная, осень капризная –
    Вот рассердилась, и дождиком брызнула.
    Осень по-детски с нами играется –
    Яркими листьями с неба бросается.
    Осень унылая бродит под окнами –
    Милая-милая, мокрая-мокрая.
    Непредсказуема осень красавица.
    Может, поэтому осень мне нравится.

    Преимущественно дактиль в четырёхстопном размере. В пятой строке - трёхстопный дактиль совместно со стопой ямба... Рифма дактилическая соответственно. Я ничего не напутал??

    2. Юмореска с применением двустопного ямба и хорея
    а). Ямб
    ЗаснУл медвЕдь,
    А Я в лесУ...
    Мне б пЕсни пЕть,
    А Я трясУсь...))

    б). Хорей
    ПУсто нОчью
    нА рабОте,
    ТОлько мЫши
    тИхо хОдят.
    ПрИтаИлся
    гдЕ-то кОтик,
    ПОтомУ и
    мЫшь на взвОде...)))

    3. Стихотворение на тему "Время" с использованием четырехстопного дактиля (с применением чистого и каталектического размера).
    а). Каталектический размер
    * * *
    РАдио вЫключу, тИшь непривЕтливо
    Уха коснЕтся своЕю рукОй...
    ВрЕмя, со мнОй ты довОльно кокЕтливо,
    ВсЕ мои гОрести тЫ упокОй...

    б). Чистый размер
    * * *
    ЧЕм озадАчены, чЕм озабОчены,
    Если в странЕ всё давнО уж проплОчено?
    Это же РОдина! НАша же вОтчина!
    СлАвится тОлько побЕдами Отчими.

    ВстАнем же дрУжно с тобОю на Очередь,
    РИфмой со смЫслом безУдержно пОдчевать
    ТЕх, кто желАет, чтоб Им напрорОчили -
    ВрЕмя не трАтьте и прОчее, прОчее...

    Сообщение отредактировал Buster Liston - 26 сентября 2012 00:12
    Перейти в начало страницы
    Lusia
    30 сентября 2012 16:16
    Сообщение #15


    Эксперт
    • 85

    Репутация: - 50 +
    Группа: Редакторы Клуба
    Сообщений: 2416
    Регистрация: 30.01.2018
    ICQ:--
    Ой, как мне это трудно дается! Пощадите, если что-то не так! bash
    Д/З. №3
    1. Пятистопный ямб.
    Дожди, дожди и смыты все старанья
    Вода уносит, размывая след
    Всю твою боль, твои страданья
    Все поражения и триумф побед.

    Дождись, дождись и, может быть, случайно
    Твой отпечаток в камень перейдет.
    И кто-то вдруг в воде увидит тайну
    И сквозь века в дожде меня найдет.
    2. Ямб
    ПропИл зарплАту Я вчерА.
    ПрогнАла тЕща со дворА.
    Хорей
    ГрУстно мнЕ
    А Я поЮ,
    Выпив, рЮмочку
    СвОю.

    3.
    Был это честный бой,
    пока в глазницы
    Не заглянуло смерти бытие.
    И засверкали годы как зарницы.
    Сорвалось жизни колесо.
    Арба, карета, Кадиллак…
    Мы мчимся скорость прибавляя
    И коль не трус, то сжав кулак,
    Со злом в бой праведный вступая.
    Щитом любви, терпенья и добра.
    Все, что нам дорого и мило
    Мы строим, защищаем, не спеша,
    Пока волною смерти нас не смыло.
    Кто смерти час определит,
    Ты хочешь знать момент ухода?
    По мне, так недосказанность велит,
    Продолжить все,
    с минуты нового прихода.
    И проходя все параллели Мира
    Скользя сквозь этот временной поток.
    Услышь звучанье звездного эфира,
    И заходи на новый свой виток.


    --------------------
    =Сорваный цветок должен быть подарен, начатое стихотворение — дописано, а любимая женщина — счастлива, иначе и не стоило браться за то, что тебе не по силам= Омар Хайям
    Перейти в начало страницы
    Buster Liston
    10 октября 2012 00:49
    Сообщение #16


    Активный участник
    • 51

    Репутация: - 24 +
    Группа: Авторы Клуба
    Сообщений: 235
    Регистрация: 24.07.2012
    ICQ:--
    * * *
    Сегун нас покинул, так я уж подумал,
    Задал мощный стимул и скрылся самумом.
    Осталось пять ниндзя, но... Пьём кюрасо,
    Вернулся в клан Ига Хаттори Хандзо! wine
    Перейти в начало страницы
    Дзераса
    10 октября 2012 09:32
    Сообщение #17


    Активный участник
    • 51

    Репутация: - 0 +
    Группа: Гости
    Сообщений: 0
    Регистрация: 1.01.1970
    ICQ:--
    Да-да, снова с вами слуга Масанари!
    Уставший, но милость познавший небес!
    Участвовал в \"битве\" при \"Москватахари\",
    И в \"шаттле поэзии\" в космос залез.

    З.Ы.
    Пить кюрасо
    Не хоросо,
    Когда сегун в бою!
    Вот он пришёл -
    Ликер на стол
    Во славу бытию!
    Перейти в начало страницы
    Дзераса
    14 октября 2012 22:19
    Сообщение #18


    Активный участник
    • 51

    Репутация: - 0 +
    Группа: Гости
    Сообщений: 0
    Регистрация: 1.01.1970
    ICQ:--
    Цитата: Buster Liston
    Преимущественно дактиль в четырёхстопном размере. В пятой строке - трёхстопный дактиль совместно со стопой ямба... Рифма дактилическая соответственно. Я ничего не напутал??


    Стихотворение написано действительно четырехстопным дактилем, только вот в пятая строка... Нет, такое сочетание стоп следует считать техническим сбоем: это необоснованно усеченная стопа все того же дактиля.

    В остальном Вы замечательно справились с заданием! Поздравляю!

    Цитата: Lusia
    Ой, как мне это трудно дается! Пощадите, если что-то не так!

    Люся, ничего страшного нет в том, что вы только осваиваете поэтическую грамоту. Не говорите ерунды! Я сама еще многому учусь!)))

    Теперь по заданиям.
    1. Чтобы правильно идентифицировать размер стихотворения, его надо немножко подправить.

    Дожди, дожди... и смыты все старанья. 11
    Вода уносит, размывая след, 10
    Всю боль твою и все твои страданья, 11
    Все пораженья и триумф побед. 10

    Дождись, дождись и, может быть, случайно 11
    Твой отпечаток в камень перейдет.10
    И кто-то вдруг в воде увидит тайну 11
    И сквозь века в дожде меня найдет. 10

    Теперь смотрим на размер: 1, 3, 5 и 7 строки содержат по 11 слогов, при ямбической стопе, включающей 2 слога. 11 слогов – это 5 полных стоп и 1 стопа, усеченная (каталектическая), таким образом, в этих строках мы видим шестистопный ямб.
    Четные строки 2, 4, 6, 8 строки содержат по 10 слогов – это чистый пятистопный ямб.

    2. С ямбом справились, но почему вы так странно распределили на четыре строки пример хорея? А вот если подтянуть строки до двустишия, то получается четырехстопный каталектический хорей. И все в порядке.

    3. Стихотворение получилось очень интересное, но, к сожалению, это не дактиль)

    Четырехстопный акаталектический дактиль:
    / - - / - - / - - / - -
    Четырехстопный каталектический дактиль:
    / - - / - - / - - / -
    или
    / - - / - - / - - / .

    Перейти в начало страницы
    Filosofix
    15 октября 2012 11:38
    Сообщение #19


    Эксперт
    • 85

    Репутация: - 21 +
    Группа: Авторы Клуба
    Сообщений: 1553
    Регистрация: 16.07.2014
    ICQ:--
    Дзераса,
    А как же мы с Камо?

    --------------------
    "Всякому безобразию своё приличие"
    Перейти в начало страницы
    Lusia
    15 октября 2012 20:33
    Сообщение #20


    Эксперт
    • 85

    Репутация: - 50 +
    Группа: Редакторы Клуба
    Сообщений: 2416
    Регистрация: 30.01.2018
    ICQ:--
    Дзераса. Спасибо за разбор. Хоть и говорят -век живи, век учись, трудно. Буду стараться. flower

    --------------------
    =Сорваный цветок должен быть подарен, начатое стихотворение — дописано, а любимая женщина — счастлива, иначе и не стоило браться за то, что тебе не по силам= Омар Хайям
    Перейти в начало страницы
    Быстрый ответ Ответить
    1чел. читают эту тему (гостей: 1)
    Пользователей: 0

     
     

     



    Все материалы, публикуемые на сайте, принадлежат их авторам. При копировании материалов с сайта, обязательна ссылка на копируемый материал!
    © 2009-2019 clubnps.ru - начинающие писатели любители. Стихи о любви, рассказы.