«    Ноябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 





-- Материальная помощь сайту --

--Бонус |

Сейчас на сайте:
Пользователей: 0
Отсутствуют.

Роботов: 2
YandexGooglebot

Гостей: 15
Всех: 17

Сегодня День рождения:

  •     ntapok (21-го, 25 лет)
  •     tanyeri (21-го, 31 год)
  •     Van Deren (21-го, 19 лет)
  •     Викусик (21-го, 20 лет)
  •     Джиа Брукс (21-го, 23 года)
  •     я пробовал тоже (21-го, 29 лет)


  • В этом месяце празднуют (⇓)



    Последние ответы на форуме


    Рекомендуйте нас:

    Стихи о любви. Клуб начинающих писателей



    Интересное в сети




     

     

    -= Клуб начинающих писателей и художников =-



    Быстрый ответ Ответить
     Класс поэтов. УРОК 4. ОСНОВЫ СТРОФИКИ
    Дзераса
    14 октября 2012 21:41
    Сообщение #1



    • 0

    Репутация: - 0 +
    Группа: Гости
    Сообщений: 0
    Регистрация: 1.01.1970
    ICQ:--
    Урок № 4. СТРОФИКА
    (учительница: Моллинезия)

    Раздел метрики, изучающий группировки стихов, условно именуется строфикой.

    СТРОФА – группа стихотворных строк (высшее стиховое единство), объединенных содержанием и связанных между собой определенной рифмой, ритмом, интонацией. На письме строфы разделяются увеличенными интервалами. В переводе с греческого – строфа (strophe) – поворот, поэтому основной её признак – это повторяемость элементов: стоп, размера, рифмовки, количества стихов и пр.

    Например:

    «И целует на рябиновом кусту.
    Язвы красные незримому Христу». (С.А. Есенин)

    Два стиха написаны шестистопным хореем и объединены мужской рифмой. Это ПАРНЫЙ способ рифмовки. Двустишие.

    Если объединяются сразу четыре стиха, то такая строфа называется четверостишием (или катреном).

    « Не слышит тревоги их царственный лес.
    Под темной лазурью суровых небес
    Его спеленали могучие сны,
    И зреет в нем сила для новой весны». (А.Майков)

    Два двустишия с парной рифмовкой (её ещё могут называть смежной или линейной) объединены в катрен.

    Если в катрене стихи рифмуются через строку, то такой способ называется ПЕРЕКРЕСТНОЙ рифмовкой.

    «Не зря слова поэтов осеняют,
    не зря, когда звучат их голоса,
    у мальчиков и девочек сияют
    восторгом и неведеньем глаза». (Б.Ахмадулина)


    Если в катрене объединяются рифмой первая строка с четвертой, вторая с третьей, то это КОЛЬЦЕВАЯ рифмовка (или круговая, охватная, опоясывающая).

    «Неожиданный и смелый
    Женский голос в телефоне.
    Сколько сладостных гармоний
    В этом голосе без тела!» (Н. Гумилёв)

    Традиционно, выбранный способ рифмовки в строфе принято не нарушать. Т.е. от начала стихотворения и до самого конца все строфы должны повторять одну и ту же рифмовку. Элементарные схемы рифмовки графически изображаются так: АА – (двустишие). При правильном чередовании женских и мужских рифм оно может превращаться в четверостишие: АВАВ – с перекрестной рифмовкой; АВВА – с кольцевой.

    Сочетая двустишия с четверостишием можно получить строфу из шести стихов: CC ABAB или ABAB CC, или CC ABBA или ABBA CC.

    Из соединений двух четверостиший различных типов получается восьмистишие и т.д. (до шестнадцати строк)

    Особый вид строфы, созданный Пушкиным в "Евгении Онегине", состоит из 14 строк, которые распадаются на три четверостишия и заключительное двустишие.

    «Мы все учились понемногу,
    Чему-нибудь и как-нибудь:
    Так воспитаньем, слава Богу,
    У нас немудрено блеснуть.

    Онегин был, по мненью многих
    (Судей решительных и строгих),
    Ученый малый, но педант,
    Имел он счастливый талант

    Без принужденья в разговоре
    Коснуться до всего слегка,
    С ученым видом знатока
    Хранить молчанье в важном споре

    И возбуждать улыбку дам
    Огнем нежданных эпиграмм».

    Рифмовка «онегинской строфы» выглядит так: АВАВ ССDD EFFE GG. Причем женские и мужские рифмы тоже чередуются в строгой последовательности: жмжм жжмм жммж мм.

    Это пример так называемой «твердой строфы», каноническая форма, обладающая стойкими характеристиками, ставшая литературным памятником русской поэзии.


    Мировая поэзия накопила огромное количество твердых строфических форм. Со времен античной поэзии до нас дошли такие строфические формы европейской лирики как:

    элегический дистих, алкеева или горациева строфа, асклепиадова строфа нескольких видов, сапфическая малая и большая и др.

    Гораздо меньшую роль в этом смысле сыграла в русской поэзии восточная поэзия, из которой были попытки заимствования некоторых форм (газель, персидское четверостишие). Из строфического наследия романских народов наиболее знакомы русскому читателю некоторые «твердые формы», как: терцина, триолет, секстина, октава, сонет, рондо и др.

    Что же нужно знать начинающему поэту о законах строфики прежде всего?

    1. При работе с твердыми строфическими формами нужно помнить: ошибок и ляпов этот вид поэзии не терпит. Все параметры твердых форм канонизированы, отступления недопустимы. Мало того, потребуются немалые знания той или иной национальной традиции, чтобы правильно подойти к выполнению работы. Твёрдую форму ещё нужно наполнить колоритным содержанием, а не только соблюсти присущую ей рифмовку. Это ответственно и не так легко, как может показаться.


    2. При работе с гибкими формами строф (двустишие, катрен) можно создавать на их основе:

    пятистишия АБААБ, АБАБА, АБАББ, АББАА, АББАБ;

    шестистишия ААББСС, АБСАБС, АБСАСБ, АББАСС.

    Можно использовать варианты рифмовки, ставшие классическими: октава АБАБАБСС. Вот, к примеру, вариант И. Бродского с рифмовкой АВАВСССС:

    «Мимо ристалищ и капищ,
    Мимо храмов и баров,
    Мимо шикарных кладбищ,
    Мимо больших базаров,
    Мира и горя мимо,
    Мимо Мекки и Рима,
    Синим солнцем палимы,
    Идут по земле пилигримы».

    Что характерно? Применены только женские рифмы.

    3. Строфические виды могут быть также получены посредством введения в строфу укороченных и удлиненных стихов. Например:

    «Я не поэт, - и, не связанный узами
    С музами,
    Не обольщаюсь ни лживой, ни правою
    Славою...» (В. Курочкин)

    4. В белом стихе строфа создается при помощи сочетания в определенном порядке стихов с различными клаузулами (стиховыми окончаниями). Например:

    «Свалив беду на лешего,…….(д)
    Под лесом при дороженьке….(д)
    Уселись мужики……………...(м)
    Зажгли костер, сложилися,…..(д)

    За водкой двое сбегали,………(д)
    А прочие покудова……………(д)
    Стаканчик изготовили,...……..(д)
    Бересты понадрав»..…………..(м) (Н. Некрасов)

    Что характерно? Композицию рифм заменяют только дактилитические и мужские клаузулы.

    _____________________________________________________________
    П р и м е ч а н и е: наряду со всеми видами строф существуют:

    НЕТОЖДЕСТВЕННЫЕ СТРОФЫ - строфы с неупорядоченным чередованием четверостиший с различной рифмовкой.

    СТРОФОИДЫ - строфы с различным количеством стихов. Например, чередование 4-стиший с 5-стишиями, 6-стишиями и т.д.

    АСТРОФИЗМ - стихотворение, в котором нет симметричного деления на строфы, что расширяет интонационно синтаксическое звучание стихотворения и даёт поэту больше композиционной свободы. Астрофизм применяется в баснях, детских стихах, повествовательных поэтических произведениях.

    «Добрый доктор Айболит!
    Он под деревом сидит.
    Приходи к нему лечиться
    И корова, и волчица,
    И жучок, и паучок
    И медведица!
    Всех излечит, исцелит
    Добрый доктор Айболит!» (К.Чуковский)

    ------------------------------------------------------------------------------

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ! (старое)

    1) Напишите стихотворение, применив «онегинскую строфу».

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ! (обновленное)

    2) Найдите в стихах своих любимых поэтов интересные способы рифмовки. Составьте их схемы (2, 3, не более) и напишите по этой схеме свои стихотворения.

    Сообщение отредактировал Smurf - 24 февраля 2013 15:15
    Перейти в начало страницы
    Дзераса
    15 октября 2012 11:33
    Сообщение #2



    • 0

    Репутация: - 0 +
    Группа: Гости
    Сообщений: 0
    Регистрация: 1.01.1970
    ICQ:--
    Вот моя первая импровизация на картинку. Кто-нибудь поддержит?

    Шумит ли море иль спокойно,
    Душе моей покоя нет.
    Вокруг тебя пиры и войны,
    Но плакать мне нельзя – запрет!
    Тоскуя, жду я у причала –
    Мы все с тобой начнем сначала!
    Надежда в сердце все живёт,
    Но море боли не уймёт.
    Я чайкой вспыхну над волною,
    Букеты брызг взметнув крылом…
    Тебя все также ждёт твой дом,
    И сын всё машет вдаль рукою.
    Как долог этот грустный сон,
    Волнуюсь с морем в унисон...

    Перейти в начало страницы
    Камо Грядеши
    15 октября 2012 22:42
    Сообщение #3



    • 0

    Репутация: - 0 +
    Группа: Гости
    Сообщений: 0
    Регистрация: 1.01.1970
    ICQ:--
    поддержу)

    он не вернётся, пир не стихнет -
    безумный пир людской войны.
    хлебая пятернёю лихо,
    мы обретаем наше "Мы".
    и вновь пройдя и лёд и пламень,
    мы гордо поднимаем знамя.
    погиб ли, жив ли: невдомёк -
    струится жизни ручеёк.
    и реет стяг - он ярко красный,
    на ветре плещется морском
    (что в грудь врывается штыком
    горчаще-свежим, но опасным...).
    вот скоро сын оставит мать,
    уйдёт за Что-то погибать.

    Сообщение отредактировал Камо Грядеши - 15 октября 2012 21:48
    Перейти в начало страницы
    Filosofix
    16 октября 2012 08:49
    Сообщение #4


    Эксперт
    • 85

    Репутация: - 21 +
    Группа: Авторы Клуба
    Сообщений: 1553
    Регистрация: 16.07.2014
    ICQ:--
    Дзераса,
    Знаете, не могу о серьезном в «форме», если честно, чтоб не заморачиваться взял начальный кусок из «Онегина» и подкорректировал)))))

    ХодИли в мОре лЮди чЕсти
    И назывАлись рыбакИ,
    ВстречАлось Им немАло бЕстий,
    ГрозИвших смЕртью, на путИ.
    А дОма ждАли Их, молИлись,
    И стОны неустАнно лИлись
    Лишь ПосейдОну одномУ,
    Всех морякОв и Их семЕй отцУ.
    И свЕжий вЕтер, нЕбо ЯсноЕ, удАчу
    Бог дОбрый Им в догОнку посылАл
    ДарЫ морскИе в сЕти клАл)))))
    И рЫбу вкУснуЮ в придАчу.
    Во были временА – век золотОй,
    И возвращАлись всЕ домОй.

    --------------------
    "Всякому безобразию своё приличие"
    Перейти в начало страницы
    Моллинезия
    16 ноября 2012 21:36
    Сообщение #5


    Эксперт
    • 85

    Репутация: - 47 +
    Группа: Авторы Клуба
    Сообщений: 5196
    Регистрация: 8.07.2017
    ICQ:--

    Камо Грядеши, Filosofix, написать стихотворение с применением онегинской строфы - очень сложно. Удивляюсь, как вы могли справиться. Это ж ещё потрудиться надо! Я даже не берусь.)))

    У Камо Грядеши всё верно от первой строчки до последней.
    У Filosofix сбой произошёл на восьмой строке (2 слога лишних). В рифмующихся строках количество слогов должно быть равным. Это закон парности. В девятой строке 3 слога лишних. Эта строка по количеству слогов должна совпадать с первой строкой. В десятой строке должно быть 8 слогов, как и во второй строке. В тринадцатой строке 2 слога лишних. А в остальном все верно.

    Молодцы. Говорю же, задание было не из лёгких.
    Перейти в начало страницы
    Lusia
    17 ноября 2012 12:38
    Сообщение #6


    Эксперт
    • 85

    Репутация: - 53 +
    Группа: Редакторы Клуба
    Сообщений: 2429
    Регистрация: 30.01.2018
    ICQ:--
    Вот, вот Моллинезия, По этому я с Пушкиным и не тягаюсь. Он жа П- У У-ШКИН! lumped flower

    --------------------
    =Сорваный цветок должен быть подарен, начатое стихотворение — дописано, а любимая женщина — счастлива, иначе и не стоило браться за то, что тебе не по силам= Омар Хайям
    Перейти в начало страницы
    Моллинезия
    17 ноября 2012 13:07
    Сообщение #7


    Эксперт
    • 85

    Репутация: - 47 +
    Группа: Авторы Клуба
    Сообщений: 5196
    Регистрация: 8.07.2017
    ICQ:--
    ЛЮСИ, есть другой пример твёрдой строфы, менее сложный. Это РУБАИ - (араб., букв. учетверенный), в поэзии народов Востока афористическое четверостишие с рифмовкой ааба, аааа:

    \"В детстве ходим за истиной к учителям,
    После ходят за истиной к нашим дверям.
    Где же истина? Мы появились из капли.
    Станем прахом. Вот смысл этой сказки, Хайям!\"


    Легче представить себя не Пушкиным, как ни странно, а Омар Хайямом, сочинив что-нибудь этакое!)))
    Перейти в начало страницы
    Lusia
    17 ноября 2012 13:51
    Сообщение #8


    Эксперт
    • 85

    Репутация: - 53 +
    Группа: Редакторы Клуба
    Сообщений: 2429
    Регистрация: 30.01.2018
    ICQ:--
    Молли, а? Я как Омар Хайям:

    Сомневаешься - воздержись
    От соблазна – удержись.
    Все воздастся. Ты поверь
    Ну, а если что – молись.

    В себе побеждаются трудности жизни.
    Нельзя избежать беготни и грызни,
    Пустых слов никчемной порой трескотни
    Но все, же во все лишь себя ты вини. flower


    --------------------
    =Сорваный цветок должен быть подарен, начатое стихотворение — дописано, а любимая женщина — счастлива, иначе и не стоило браться за то, что тебе не по силам= Омар Хайям
    Перейти в начало страницы
    Моллинезия
    17 ноября 2012 15:05
    Сообщение #9


    Эксперт
    • 85

    Репутация: - 47 +
    Группа: Авторы Клуба
    Сообщений: 5196
    Регистрация: 8.07.2017
    ICQ:--
    ЛЮСИ, молодец! Но количество слогов в рифмующихся строках должно быть равным. Это легко проверить и исправить. Ударения в этих же строках должно падать на одни и те же слоги. Не забывай.
    buket shapka
    Перейти в начало страницы
    Моллинезия
    18 ноября 2012 14:27
    Сообщение #10


    Эксперт
    • 85

    Репутация: - 47 +
    Группа: Авторы Клуба
    Сообщений: 5196
    Регистрация: 8.07.2017
    ICQ:--
    ДОПОЛНЕНИЕ №1 К УРОКУ О СТРОФИКЕ.

    Тема: СТРОГИЕ КАНОНЫ ИЛИ ПОЛНАЯ СВОБОДА ОРГАНИЗОВАННОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ?

    Итак,

    ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ СТРОФЫ: постоянное количество стихов (в противном случае опознаётся как «стихотворный абзац»), графическая обособленность (иначе опознаётся как «строфоид»), смысловая законченность, а также интонационная и синтаксическая завершённость (нарушением двух последних признаков является междустрофный анжанбеман).

    ЕЁ ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ПРИЗНАКИ: постоянный порядок стихов определённой длины, постоянный порядок рифм или – в том случае, если рифмы отсутствуют, – «клаузул» (стиховых окончаний). Если на концах стихов рифмы присутствуют, то определению подлежит тип их композиции – способ рифмовки.

    Наряду с этим, существует тип стихосложения для которого характерен последовательный отказ от всех "вторичных признаков" стиховой речи: рифмы, слогового метра, изотонии, изосиллабизма (равенства строк по числу ударений и слогов) и регулярной строфики. Это ВЕРЛИБР ( свободный стих ).

    Что говорят о верлибре профессионалы?

    "Верлибр свободен от жесткой формообразующей схемы, от однообразия - ритма, стопности, рифмы, приемов версификации.
    Верлибр НЕ СВОБОДЕН от установки на поэзию, на напряженность образного мышления, на танец ритма, на взрывчатое движение слова-смысла...
    Верлибр позволяет точно, дословно (а не приблизительно) выразить (сотворить) событие души, состоявшееся сейчас.
    Верлибр для меня инструмент и возможность стиховой импровизации" (С.Подольский).

    «Можно сказать, что верлибр — это испытание свободой, но отважиться на такое испытание очень непросто, поскольку грань, отделяющая верлибр от простого набора слов и фраз очень тонка, и не переступить эту грань дано не каждому». ( Г. Нейман )

    "Будучи свободным от формальных вериг канонической просодии (метр, строфика, рифмовка), верлибр не свободен от собственных "правил игры" (ритмический импульс, зиждущийся, в частности, на рефренах, параллелизмах-анафорах, каденции, совпадении или несовпадении строки с синтаксической конструкцией фразы) и в гораздо большей степени, нежели канонический стих, где сама форма может оказаться самодовлеющей, самоценной и по-своему содержательной, - от Смысла». (И.Инов).

    «Верлибры можно сравнить с пейзажами, к примеру. В пейзаже есть определённая, слабо выраженная симметрия, могут быть симметричные детали, вся композиция должна быть гармонична и уравновешена, но нет той строгости и точности, какой характеризуются орнаменты. То есть, как и в верлибрах, нет того скрупулёзного следования правилам, художник обладает большей свободой, хотя тут тоже есть правила, которые необходимо соблюдать. Но нет необходимости в такой же степени точности, как при выписывании орнаментов. Вообще, верлибры легче писать... только вот в чём загвоздка - писать верлибры легче тем, кто овладел мастерством в силлаботонических стихах». (Аделла Василой)

    МЕНЯ НЕ УЗНАТЬ

    Меня не узнать -
    я сменила упаковку души...
    Теперь тот, кто любил меня прежде,
    сможет снова влюбиться,
    поверив глупой надежде,
    что это не я...
    Пусть верит, что он меня сокрушил,
    что белая птица,
    черной тучи печальнее,
    вылетев из сморщенной оболочки,
    которая обратилась в прах,
    хрупким оригами
    сгинула в небесах,
    отплакавших моими слезами...
    Отлюблю,
    но в глубине его сердца
    живет страх -
    смутное ощущение дежавю.
    Громыхнул гром - просто дверца,
    что вела к недрам души,
    зaхлопнулась навсегда...
    Не скажу ему волшебного слова -
    пароль от чудес и сокровищ - сим-сим,
    не позволю открыть её cнова,
    иначе ужас овладеет им,
    и он не сможет меня любить никогда.
    ____________________________________

    Печаль стала хозяйкой
    в тайных закоулках души.
    Знание источает её,
    но утратив память,
    я потеряю любовь насовсем.
    Пусть же тоска черной копотью
    ложится на мои стеклянные стены,
    некогда такие светлые и прозрачные -
    он увидит только
    магической красоты узоры,
    которыми я себя покрою ради любви.
    Она мне будет наградой...
    хоть и не слаще,
    чем горький мед с ароматом
    степной серебристой полыни..
    ___________________________________

    Я не тешу себя
    сладким сиропом иллюзий -
    ядовит густой нектар страсти,
    но он мне нужен...
    Белая лебедь души живет им,
    и умирает от него.
    Страдание ведёт её в полёте,
    судорожным усилием воли...
    Достигнет ли она цели,
    или упадет на излёте,
    судорожно сжав крылья
    от приступа боли?
    Этого не могу знать я,
    но тороплюсь жить,
    чтоб увидеть и не пройти мимо
    ослепительного островка счастья,
    к которому cтремлюсь неодолимо. (Аделла Василой)

    В приведённом стихотворении (верлибре) нет «геометрической безупречности», но поэтическая речь в нём по праву может называться подлинной. Ещё одной особенностью построения этого стихотворения является ТРИПТИХ. Три части.


    В стихотворении «Богомаз», написанном классическим способом, особенность построения иная – ГЛАВКИ. Небольшие главы, состоящие из совмещённых катренов, в данном случае.
    1.
    Краски тёр, обстругивал берёзу
    И сосну пахучую сушил,
    А потом, когда пришли морозы,
    Взял и кистью контур начертил.
    Занавесил узкое оконце
    И лучину тонкую зажёг,
    Чтобы даже малый лучик солнца
    Потревожить бликами не смог.
    По трубу домишко заметало.
    Допоздна не гас в окошке свет,
    И ни ночь, ни холод, ни усталость
    Не могли прервать работы. Нет!
    До весны художник жил иконой,
    До весны в горячечном огне
    Рисовал он кистью непокорной
    То, что видел как-то раз во сне:
    Богоматерь скорбная явилась,
    Посмотрела ласково, как мать…
    И с тех пор потребность появилась
    Лик её печальный рисовать.
    Но не тот, что в храмах и соборах,
    Величавый, царственно-чужой, -
    А простой крестьянки из подворья,
    С чёрной бабьей думою-тоской.
    На плечах не царские одежды,
    Не покой во взгляде, а вопрос,
    И рука поддерживает нежно
    Малыша по имени Христос…

    2.
    Лишь пошла живым и тёплым соком
    По стволам весенняя пора,
    Богомаз сорвал тряпицу с окон
    И впервые вышел со двора.
    В тот же день явился к богомазу
    Поп приходский, кисло хмуря нос,
    Отсчитал рублёвок мятых сразу
    И скорей икону ту унёс.
    А художник пил потом безбожно,
    Слов своей тоске не находя,
    Кисти сжёг и краски уничтожил,
    Чтобы их не видеть никогда.
    Говорил, что больше он не в силах
    Этот светлый лик нарисовать…
    Летом умер, и ему могилу
    Долго было некому копать.
    Хоронили не с колоколами…
    И лишь в церкви среди бела дня
    Бабьими горючими слезами
    Богоматерь плакала одна… ( levalt )


    Самая распространённая структура стихотворения – СТРОФЫ. В следующем примере -это катрены (четверостишия) с рифмовкой (ААВВ).

    Я ЖДАЛ ТЕБЯ БИТЫЙ ЧАС НА ТРОЛЛЕЙБУСНОМ КРУГЕ...

    Я ждал битый час на троллейбусном круге.
    Какие у нас оголтелые вьюги!
    Какие жестокие вьюги в России
    И в сердце, на чувства не тратящем силы!

    Подъехал на круг индевелый троллейбус.
    Ты вышла, решая кроссворд или ребус,
    Не в силах глаза оторвать от журнала –
    И я прошептал: «Ты меня доконала»… ( Сергей Крюков )


    Часто стихотворение выглядит как ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ, хотя состоит из нескольких нестрофических двустиший. Например,

    В КАКОЙ-ТО ДЕНЬ

    В какой-то день, в какой-то век
    Побрёл куда-то человек
    Через болота, лес и дол
    Он молча шёл и шёл и шёл.
    И наконец пришёл к тому,
    Что неизвестно никому.
    А как дошёл к тому - взял то,
    Что до него не брал никто.
    А как взял то – явились те,
    Кого не встретите нигде,
    И дали то взамен тому,
    Что и не грезилось ему.
    Но он с той ношей на плечах
    Чуть по дороге не зачах.
    И как дошёл ко мне от них,
    Всё поменял на этот стих. ( Миша Лапин )


    Обратимся ещё за одним примером, но уже к классику.

    КАМЕННЫЙ ГОСТЬ

    Приди — открой балкон. Как небо тихо;
    Недвижим теплый воздух, ночь лимоном
    И лавром пахнет, яркая луна
    Блестит на синеве густой и темной,
    И сторожа кричат протяжно: «Ясно!..»
    А далеко, на севере — в Париже —
    Быть может, небо тучами покрыто,
    Холодный дождь идет и ветер дует.
    А нам какое дело? слушай, Карлос,
    Я требую, чтоб улыбнулся ты… ( А.С.Пушкин )

    Это классический пример ещё одной разновидности стиха, отошедшей (хоть и в меньшей степени) от канонов стихосложения - БЕЛЫЙ СТИХ. На слух он более приятен, чем верлибр, ибо отброшена в нем сущая мелочь - рифма. Метрическая организация осталась неизменной. То есть, представленный отрывок из драмы А.С. Пушкина, написан белым ямбом. В каждой строке пять стоп, третья и последняя строки с мужской клаузулой, все остальные с женской.


    ВОЛЬНЫЙ СТИХ ( не смешивать со свободным )! Его особенность - строфы, как таковые, могут отсутствовать, все строки состоят из произвольного количества стоп, но рифма обязательна (!) Например:

    «Дети любят игрушки.
    Так все говорят!
    Ну а разве игрушки
    Не любят ребят?
    Очень любят!
    Души в них не чают!
    Жаль,
    Что это НЕ ВСЕ замечают!..» ( Б. Заходер )


    Нельзя не отметить, наконец, промежуточную художественную форму между свободным стихом и прозой – СТИХИ В ПРОЗЕ. Это произведение поэтическое по содержанию и прозаическое по форме (без строф). Как правило, в стихах в прозе есть размер.

    "Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!.." ( М.Ю. Лермонтов )

    Сообщение отредактировал Моллинезия - 18 ноября 2012 13:18
    Перейти в начало страницы
    Muze
    24 ноября 2012 21:39
    Сообщение #11


    Активный участник
    • 51

    Репутация: - 31 +
    Группа: Авторы Клуба
    Сообщений: 375
    Регистрация: 5.05.2016
    ICQ:--
    Подготовила домашнее задание.
    Стихотворение Онегинской строфой по картинке.

    Капитану.
    Опять теченье взбудоражит.
    Куда стремятся паруса?
    Смотри, тебе сынишка машет,
    А на моих глазах слеза.
    Ее утру, скажу тихонько:
    «Идем, сынок»… И станет горько,
    В словах вода, в душе тоска
    И хруст озерного песка.
    Опять проходят в ожиданье
    Слепые, будничные дни,
    Ты завтра, милый, позвони,
    Чтоб прекратить мое сгоранье.
    Чтоб снова были вместе мы,
    Улова! Штиля! Ни волны!

    Возлюбленная. Жена.

    Сообщение отредактировал Muze - 24 ноября 2012 21:32
    Перейти в начало страницы
    Annaf
    24 ноября 2012 21:45
    Сообщение #12


    Активный участник
    • 51

    Репутация: - 6 +
    Группа: Посетители
    Сообщений: 252
    Регистрация: 30.09.2012
    ICQ:--
    Muze,
    Ну а почему махает?

    --------------------
    Любовь в сети-смешная фраза, смешна для тех, кто не любил, и кто не чувствовал экстаза, когда любимый в чат входил!!!

    Слова не подкрепленные чувствами ничего не стоят, как валюта не подкрепленная золотым запасом....
    Моя страничка на форуме http://clubnps.ru/forum/topic_1804
    Перейти в начало страницы
    Muze
    24 ноября 2012 21:55
    Сообщение #13


    Активный участник
    • 51

    Репутация: - 31 +
    Группа: Авторы Клуба
    Сообщений: 375
    Регистрация: 5.05.2016
    ICQ:--
    Ну, потому что, безграмотность и просторечность(. Попробую исправить, пока учитель не пришел.
    Перейти в начало страницы
    Annaf
    24 ноября 2012 21:58
    Сообщение #14


    Активный участник
    • 51

    Репутация: - 6 +
    Группа: Посетители
    Сообщений: 252
    Регистрация: 30.09.2012
    ICQ:--
    Muze,
    Очень даже грамотность)) Ну с кем не бывает)

    --------------------
    Любовь в сети-смешная фраза, смешна для тех, кто не любил, и кто не чувствовал экстаза, когда любимый в чат входил!!!

    Слова не подкрепленные чувствами ничего не стоят, как валюта не подкрепленная золотым запасом....
    Моя страничка на форуме http://clubnps.ru/forum/topic_1804
    Перейти в начало страницы
    Muze
    24 ноября 2012 22:07
    Сообщение #15


    Активный участник
    • 51

    Репутация: - 31 +
    Группа: Авторы Клуба
    Сообщений: 375
    Регистрация: 5.05.2016
    ICQ:--
    Поправила. Ура, догнала ребят). angel
    Перейти в начало страницы
    Моллинезия
    24 ноября 2012 22:42
    Сообщение #16


    Эксперт
    • 85

    Репутация: - 47 +
    Группа: Авторы Клуба
    Сообщений: 5196
    Регистрация: 8.07.2017
    ICQ:--
    Ну что же, Muze, похвально. Но вынуждена обратить ваше внимание на мужские рифмы: дни, позвони, мы, волны. Они сходны.
    Таким образом чуть нарушилась схема Онегинской строфы. Тем не менее работа повышенной сложности выполнена. Вы пока третья по счёту не испугались этого задания. buket

    Сообщение отредактировал Моллинезия - 24 ноября 2012 20:43
    Перейти в начало страницы
    Muze
    24 ноября 2012 22:54
    Сообщение #17


    Активный участник
    • 51

    Репутация: - 31 +
    Группа: Авторы Клуба
    Сообщений: 375
    Регистрация: 5.05.2016
    ICQ:--
    Спасибо, Елена! Да, рифмы сходны... По привычке, видимо, созвучием написала). buket А задание мне показалось несложным. Так что ждем остальных учеников!)))) flower snap
    Перейти в начало страницы
    Annaf
    24 ноября 2012 23:07
    Сообщение #18


    Активный участник
    • 51

    Репутация: - 6 +
    Группа: Посетители
    Сообщений: 252
    Регистрация: 30.09.2012
    ICQ:--
    Решила и я попробовать Онегинскую строфу, немного у него правда одолжила (всего пару строчек)
    Представьте вы мое терпенье!
    Из часа в час, из года в год,
    Я мужа жду как наважденье,
    Смотря на белый пароход.
    И мой пример другим наука.
    О, боже мой, какая мука,
    С детьми сидеть и день и ночь,
    Не отходя ни шагу прочь.
    Какое грустное занятие
    Годами мужа ожидать.
    Ему очаг здесь охранять
    И получить в подарок платье.
    Ох, лучше б согрешила я
    Пока молоденькой была!

    Сообщение отредактировал Annaf - 24 ноября 2012 22:19
    --------------------
    Любовь в сети-смешная фраза, смешна для тех, кто не любил, и кто не чувствовал экстаза, когда любимый в чат входил!!!

    Слова не подкрепленные чувствами ничего не стоят, как валюта не подкрепленная золотым запасом....
    Моя страничка на форуме http://clubnps.ru/forum/topic_1804
    Перейти в начало страницы
    Моллинезия
    25 ноября 2012 00:16
    Сообщение #19


    Эксперт
    • 85

    Репутация: - 47 +
    Группа: Авторы Клуба
    Сообщений: 5196
    Регистрация: 8.07.2017
    ICQ:--
    Annaf, Онегинская строфа удалась. Мужские и женские рифмы все на своих местах. Но! Смещается ударение в слове \"глядЯ\". Ударение во второй строке падает на второй слог, следовательно и в парной строке ударение должно быть на втором слоге. Ну и содержание стихотворения чуть разошлось с содержанием картинки.))) Там такая счастливая женщина изображена. Ждущая вечно...

    В общем, вы четвёртая по счёту, не побоявшаяся взяться за Онегинскую строфу. buket

    Сообщение отредактировал Моллинезия - 24 ноября 2012 22:17
    Перейти в начало страницы
    Annaf
    25 ноября 2012 00:18
    Сообщение #20


    Активный участник
    • 51

    Репутация: - 6 +
    Группа: Посетители
    Сообщений: 252
    Регистрация: 30.09.2012
    ICQ:--
    Моллинезия,
    Я просто знаю о их счастье немного)) вот и написала то что есть на самом деле))
    В слове глядя я по своей безграмотности ударение не там поставила
    , заменила на "смотря" , так лучше?

    Сообщение отредактировал Annaf - 24 ноября 2012 22:20
    --------------------
    Любовь в сети-смешная фраза, смешна для тех, кто не любил, и кто не чувствовал экстаза, когда любимый в чат входил!!!

    Слова не подкрепленные чувствами ничего не стоят, как валюта не подкрепленная золотым запасом....
    Моя страничка на форуме http://clubnps.ru/forum/topic_1804
    Перейти в начало страницы
    Быстрый ответ Ответить
    1чел. читают эту тему (гостей: 1)
    Пользователей: 0

     
     

     



    Все материалы, публикуемые на сайте, принадлежат их авторам. При копировании материалов с сайта, обязательна ссылка на копируемый материал!
    © 2009-2019 clubnps.ru - начинающие писатели любители. Стихи о любви, рассказы.