«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 





-- Материальная помощь сайту --

--Бонус |

Сейчас на сайте:
Пользователей: 0
Отсутствуют.

Роботов: 0
Отсутствуют.

Гостей: 15
Всех: 15

Сегодня День рождения:

  •     Djeid Vyrt (18-го, 22 года)
  •     Hel-jay (18-го, 28 лет)
  •     Rainboow (18-го, 22 года)
  •     sn2002 (18-го, 33 года)
  •     Аверина Мария (18-го, 34 года)


  • В этом месяце празднуют (⇓)



    Последние ответы на форуме


    Рекомендуйте нас:

    Стихи о любви. Клуб начинающих писателей



    Интересное в сети




     

     

    -= Клуб начинающих писателей и художников =-



    Быстрый ответ Ответить
     Урок-3 Сюжет. Архетипы сюжета. Сюжетные штампы. Школа прозаиков-2, Учимся выстраивать сюжет.
    octopussy
    13 мая 2017 00:13
    Сообщение #1


    Эксперт
    • 85

    Репутация: - 192 +
    Группа: Кураторы Клуба
    Сообщений: 1075
    Регистрация: 20.09.2014
    ICQ:--
    Урок третий. Сюжет. Архетипы сюжета. Сюжетные штампы



    Честно признаюсь, когда только начинала писать рассказы, делала это по наитию. Не задумывалась над структурой, да много над чем не задумывалась!)) Получалось. Но когда я перечитываю те старые вещи, мне постоянно хочется что-то в них поправить...
    Но вернемся к теме!

    Сюжет — цепь связанных между собой событий, выстроенных для читателя по определённым правилам демонстрации.

    Классические элементы сюжета:
    - экспозиция
    - завязка
    - развитие событий
    - кульминация
    - развязка

    Экспозиция (от латинского expositio — изложение, объяснение) — предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения. Обычно в ней дается характеристика основных персонажей, их расстановка до начала действия, до завязки. Экспозиция мотивирует поведение персонажей. Экспозиция может быть прямой, то есть стоящей в начале произведения, или задержанной, то есть находиться в середине или конце произведения. Например, сведения о жизни Чичикова до его приезда в губернский город даны в последней главе первого тома «Мертвых душ» Гоголя. Задержанная экспозиция обычно придает произведению таинственность, неясность.

    Завязка — это событие, которое является началом действия. Завязка или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создает («завязывает») конфликты. Например, завязкой в комедии Гоголя «Ревизор» является получение городничим письма, в котором сообщается о приезде ревизора.

    Кульминация (от латинского сulmen — вершина) — наивысшая точка напряжения в развитии действия, высшая точка конфликта, когда противоречие достигает своего предела и выражается в особенно острой форме. Так, в драме Островского «Гроза» кульминация — признание Катерины. Чем больше конфликтов в произведении, тем сложнее свести напряжение действия только к одной кульминации. Кульминация является самым острым проявлением конфликта и в то же время подготавливает развязку действия.

    Развязка — исход событий. Это итоговый момент в создании художественного конфликта. Развязка всегда прямо связана с действием и как бы ставит окончательную смысловую точку в повествовании. Такова, например, так называемая немая сцена в «Ревизоре» Н. Гоголя, где «развязаны» все сюжетные узлы комедии и дана завершающая оценка характеров персонажей. Развязка может разрешать конфликт (Фонвизин «Недоросль»), но может и не устранять конфликтных ситуаций (в «Горе от ума» Грибоедова, в «Евгении Онегине» Пушкина главные герои остаются в сложных ситуациях).
    Почему важно придерживаться данной схемы? Вековой опыт показывает, что выстроенное подобным образом произведение, умело воздействует на читателя, сюжет не кажется вялым и не логичным.
    Завязку мы с вами уже обсуждали на первом уроке, предлагаю обсудить кульминацию.

    Несколько советов эффектной и эффективной кульминации:

    - Кульминация должна будоражить читателя, даже вызывать шок.
    - В кульминации полностью раскрывается проблема произведения.
    - Кульминация должна быть жизненной. Примеряя ситуацию на себе, читатель сильнее погружается в произведение.
    - После кульминации жизнь героев должна измениться кардинально.
    - Если кульминаций несколько, каждая последующая должна быть сильнее предыдущей.
    - Используйте такие приемы, как: игра на чувствах, неожиданный ход, обретение героем чего-то нового, художественная справедливость (добро побеждает зло).
    - Добавляйте красочных подробностей! Не ограничивайтесь несколькими предложениями.
    - Не бойтесь усиливать чувства. В кульминации всегда всего сверх меры.

    КОНЦОВКА - это заключительный компонент литературного произведения или какой-либо его части.
    В идеале концовка произведения – этот тот момент, когда читатель полностью принимает авторскую идею.
    Концовки зависят от жанра произведения от формы.

    Какие бывают концовки:
    - хэппи-энд (любовный роман)
    - трагические
    Концовки трагедий ужасны, взять хотя бы «Гамлета» - одни трупы на сцене. А вот Белинский восемь раз смотрел шекспировского Гамлета в исполнении Мочалова. Его занимал вопрос – почему трагедии в своих развязках дают удовлетворение. Решил, что причина в «очищающем ощущении чувств» героев.
    - закрытые
    Очень часто в качестве закрывающей части автор выбирает эпилог, как окончание всех фабульных линий.
    - открытые
    Написать открытую концовку – это не значит просто оборвать повествование, где попало.
    Первым делом автор должен «срастить» своего героя с читателем, добиться того, чтобы читатель стал испытывать к герою определенные чувства, начал бы _п о н и м а т ь_ героя.
    Далее автор должен привести своего героя на сюжетную развилку. И вот только тогда формально закончить историю. А читатель продолжает думать, вспоминать, прикидывать, как бы оно пошло дальше. То есть произведение достигло своей цели, удалось. Пример – Чехов, «Дама с собачкой».
    - условно –закрытые
    При такой концовке определенные моменты повествования остаются неясны, и автор возвращается к ним как бы много лет спустя.
    - закрытые с провокацией
    в финале есть явный намек на продолжение.
    - неожиданные
    - петлевидные
    концовка совпадает с началом

    Чего следует избегать при работе над концовками:
    1.Скомконности, когда сюжет резко обрывается.
    2.Навязчевой морали и чрезмерной риторики.
    3.Штампов.

    Сообщение отредактировал octopussy - 12 мая 2017 22:15
    Перейти в начало страницы
    PlushBear
    13 мая 2017 17:01
    Сообщение #2


    Эксперт
    • 85

    Репутация: - 134 +
    Группа: Авторы Клуба
    Сообщений: 3213
    Регистрация: 20.12.2013
    ICQ:--
    Все очень доступно и понятно.
    Продолжайте, пожалуйста.

    --------------------
    - Билли, это уже серьезно! Это восемьдесят!
    - Вчера это стоило пятьдесят?
    - Инфляция!
    " (с) Человек с бульвара Капуцинов.
    Перейти в начало страницы
    octopussy
    14 мая 2017 22:54
    Сообщение #3


    Эксперт
    • 85

    Репутация: - 192 +
    Группа: Кураторы Клуба
    Сообщений: 1075
    Регистрация: 20.09.2014
    ICQ:--
    Продолжаем)

    Архетипы сюжетов.


    Частенько выкладывая в сети на суд произведение, получаешь такие отзывы: Идея не нова, это уже было и т.д. и т.п. И верно, за века все идеи были использованы множество раз. Но это не значит, что не стоит даже пытаться писать. Ведь главное как подать, под каким соусом.

    В 1895 году французский театровед Польти опубликовал знаменитую работу «36 драматических ситуаций».
    Для того чтобы создать классификацию сюжетов, Польти проанализировал тысячу двести драматических произведений различных авторов и эпох и прописал основные элементы, присущие данной ситуации.
    Многочисленные попытки дополнить этот список только подтвердили верность исходной классификации, а именно:

    1. Мольба (беглец умоляет спасти его от врагов)
    2. Спасение (спаситель появляется неожиданно и спасает)
    3. Месть, преследующая преступление
    4. Месть близкому за близкого
    5. Затравленный (герой, которого преследуют за что-то)
    6. Внезапное несчастье ( неожиданное поражение как отдельного героя, так и города, страны)
    7. Жертва (людей или обстоятельств)
    8. Бунт
    9. Отважная попытка (приключенческий мотив)
    10. Похищение
    11. Загадка
    12. Достижение (цели различные: богатства, положение, амулеты и т.д)
    13. Ненависть между близкими
    14. Соперничество между близкими
    15. Адюльтер, сопровождающийся убийством
    16. Безумие
    17. Фатальная неосторожность
    18. Невольное кровосмешение
    19. Невольное убийство близкого
    20. Самопожертвование во имя идеала
    21. Самопожертвование ради близких
    22. Жертвование всем ради страсти
    23. Жертва близким во имя долга
    24. Соперничество неравных
    25. Адюльтер
    26. Преступление любви
    27. Бесчестие любимого существа
    28. Любовь, встречающая препятствия
    29. Любовь к врагу
    30. Честолюбие
    31. Борьба против бога
    32. Безосновательная ревность
    33. Судебная ошибка
    34. Угрызения совести
    35. Вновь найденный
    36. Потеря близких

    Сюжетные штампы
    Критики в один голос заявляют, что использование штампов не профессионально, но они забывают, что если капнуть самое крутое произведение поглубже, то найдут в нем очередной штамп. А самое интересное то, что людям нравятся штампы. Взять хотя бы историю золушки, сколько фильмов, книг с похожим сюжетом? Множество. И все равно люди смотрят, читают, потому что это так приятно увидеть, как какая-то замухрышка вдруг превращается в принцессу. Честно, я всегда смотрю подобные фильмы Поэтому вывод такой, штампы использовать можно, но добавлять в них что-то свое, новое и оригинальное.

    А вот самые распространенные штампы:
    • Небесное создание попадает на землю и влюбляется в смертного/смертную. Альтернативный вариант: представитель более развитой цивилизации влюбляется в девушку-туземку.
    • Все гоняются за каким-нибудь военным секретом или волшебной лопатой, которой загребают деньги. Штуковина может изменить ход истории.
    • Главный герой переносится в параллельный мир и там становится богом, королем, богатырем или волшебником.
    • Апокалипсис наступил, люди живут в подземельях и воюют с мутантами.
    • Русская девушка выходит замуж за иностранца. Знакомство, мытарства по посольствам и долгожданная любовь — все основано на подлинных событиях.
    • Герою предлагают взяться за дело (раскрыть преступление, отправиться в путешествие и т.п.), он поначалу отказывается, но потом, поразмыслив, соглашается.
    • Герой мстит за погибших родителей.
    • Герой или героиня влюбляется в злодея/злодейку, хотя понимает, что это может стоить жизни.
    • Герой отправляется за советом к мудрецу, и тот решает его проблемы.
    • Герой не только справляется с врагами, но получает любовь и полцарства впридачу.
    • Решающий поединок героя со злодеем.
    • Герой на краю гибели, но тут появляется верный друг и спасает его.
    • Сцена «пожалуйста, не умирай» с последующим оживлением.
    • Масштабные злодеяния и спасения: антагонист мечтает погубить вселенную, герой ее спасает.
    • Герой тайно проникает в логово злодея и узнает важные сведения.
    • В ответственный момент лучший друг предает главного героя.

    Использованы материалы со страниц: https://www.proza.ru/2014/05/19/1468, http://litgostinaya.ru/kak-napisat-knigu-syuzhetnye-shtampy-brat-ili-ne-brat/

    Перейти в начало страницы
    PlushBear
    15 мая 2017 00:53
    Сообщение #4


    Эксперт
    • 85

    Репутация: - 134 +
    Группа: Авторы Клуба
    Сообщений: 3213
    Регистрация: 20.12.2013
    ICQ:--
    Здорово.
    Есть вопрос: как правильно закончить рассказ. Обязательно ли кого-нибудь убивать?

    У меня последнее время все вертится вокруг гибели ГГ. Оно и понятно - раз уж погиб, то однозначно, финал.
    Но...

    Вот, допустим, написал рассказ о таком человеческом пороке, как гнев.
    Сюжет прост: (рассказ короткий) ГГ гневается, потом гневается сильнее, потом еще.. а потом умирает.
    Вроде, все логично, но трагический конец мне не очень нравится. Что можно с этим сделать и при этом сохранить романтизм рассказа?


    --------------------
    - Билли, это уже серьезно! Это восемьдесят!
    - Вчера это стоило пятьдесят?
    - Инфляция!
    " (с) Человек с бульвара Капуцинов.
    Перейти в начало страницы
    octopussy
    15 мая 2017 12:42
    Сообщение #5


    Эксперт
    • 85

    Репутация: - 192 +
    Группа: Кураторы Клуба
    Сообщений: 1075
    Регистрация: 20.09.2014
    ICQ:--
    Цитата: PlushBear
    Обязательно ли кого-нибудь убивать?

    Если это не трагедия, то не обязательно.
    Цитата: PlushBear
    Сюжет прост: (рассказ короткий) ГГ гневается, потом гневается сильнее, потом еще.. а потом умирает. Вроде, все логично, но трагический конец мне не очень нравится.

    Сюжет об одном из смертных грехов, подразумевает мораль, т.есть в финале герой должен быть наказан, чтобы читатель сделал выводы, что так нельзя. А вот какое это будет наказание, решать автору) Считаю, что смерть можно заменить на что-нибудь более оригинальное.
    Перейти в начало страницы
    PlushBear
    15 мая 2017 13:01
    Сообщение #6


    Эксперт
    • 85

    Репутация: - 134 +
    Группа: Авторы Клуба
    Сообщений: 3213
    Регистрация: 20.12.2013
    ICQ:--
    Цитата: octopussy
    Считаю, что смерть можно заменить на что-нибудь более оригинальное.


    А вот на что, так чтобы не получилось, как в детской считалке - принесли его домой, оказался он живой. Это тогда добавит элемент фарса в рассказ и сделает его совсем уж несерьезным, да и финал не закроет.

    Может, есть какие-то штампы для финалов, как для сюжетов?

    --------------------
    - Билли, это уже серьезно! Это восемьдесят!
    - Вчера это стоило пятьдесят?
    - Инфляция!
    " (с) Человек с бульвара Капуцинов.
    Перейти в начало страницы
    myspecialnext
    15 мая 2017 15:16
    Сообщение #7


    Эксперт
    • 85

    Репутация: - 0 +
    Группа: Гости
    Сообщений: 0
    Регистрация: 1.01.1970
    ICQ:--
    Цитата: PlushBear
    Сюжет прост: (рассказ короткий) ГГ гневается, потом гневается сильнее, потом еще.. а потом умирает.
    Вроде, все логично, но трагический конец мне не очень нравится. Что можно с этим сделать и при этом сохранить романтизм рассказа?

    Вопрос не ко мне, но поделюсь мыслями.
    Причина гнева вдруг оказывается смехотворной и несущественной.
    Или он становится свидетелем какой-нибудь неподобающей ситуации, где кто-нибудь гневится, как бы видит себя со стороны, и ему становится стыдно.
    Или, оказывается, он гневался из-за какого-то неудобства в своей жизни. Как у Печкина, велосипеда не было) Велосипед появился - и он перестал гневаться)

    Сообщение отредактировал myspecialnext - 15 мая 2017 13:35
    Перейти в начало страницы
    PlushBear
    15 мая 2017 16:08
    Сообщение #8


    Эксперт
    • 85

    Репутация: - 134 +
    Группа: Авторы Клуба
    Сообщений: 3213
    Регистрация: 20.12.2013
    ICQ:--
    myspecialnext,
    Спасибо!
    Первые два варианта имеют хорошую, завершенную концовку.
    А вот третий, пожалуй, несёт в себе открытый финал.Дооо. Потому что велосипед - не является решением конфликта. Он, скорее, просто сдерживающий фактор.


    --------------------
    - Билли, это уже серьезно! Это восемьдесят!
    - Вчера это стоило пятьдесят?
    - Инфляция!
    " (с) Человек с бульвара Капуцинов.
    Перейти в начало страницы
    octopussy
    15 мая 2017 16:30
    Сообщение #9


    Эксперт
    • 85

    Репутация: - 192 +
    Группа: Кураторы Клуба
    Сообщений: 1075
    Регистрация: 20.09.2014
    ICQ:--
    Штампы концовок, безусловно, есть, смерть героя - это уже штамп) Но вот их классификацию я не нашла. Поэтому предлагаю свой вариант штампов плохих концовок:

    смерть ГГ (кто-то убивает его, либо он сам кончает с собой)
    смерть кого-то из близких по вине ГГ
    ГГ сажают в тюрьму
    ГГ разоблачают и он становится изгоем
    ГГ сходит с ума
    ГГ в наказание превращается в животное или неодушевленный предмет (в сказке «Жар-птица» злой царь превращается в собаку, а его царство в конуру)
    ГГ теряет всё или что-то чем сильно дорожил

    Может, кто еще продолжит?)



    Цитата: myspecialnext
    Причина гнева вдруг оказывается смехотворной и несущественной

    good
    Перейти в начало страницы
    Ivan_Al
    15 мая 2017 16:56
    Сообщение #10


    Активный участник
    • 51

    Репутация: - 104 +
    Группа: Редакторы Клуба
    Сообщений: 185
    Регистрация: 29.04.2014
    ICQ:--
    Цитата: octopussy
    Может, кто еще продолжит?)

    Например, цель, ради достижения которой ГГ пожертвовал многим, обесценивается или оказывается миражом.
    Перейти в начало страницы
    octopussy
    15 мая 2017 17:02
    Сообщение #11


    Эксперт
    • 85

    Репутация: - 192 +
    Группа: Кураторы Клуба
    Сообщений: 1075
    Регистрация: 20.09.2014
    ICQ:--
    Ivan_Al,
    Отлично!
    Перейти в начало страницы
    PlushBear
    15 мая 2017 17:32
    Сообщение #12


    Эксперт
    • 85

    Репутация: - 134 +
    Группа: Авторы Клуба
    Сообщений: 3213
    Регистрация: 20.12.2013
    ICQ:--
    Начинающие писатели редко доводят до конца повести и романы, поэтому штампов концовок у них еще поискать.
    Ну, например...
    1) ГГ решает все проблемы и готов к новым приключениям.
    2) В результате конфликта рассказа ГГ огребает, но всё равно стает на ноги и готов к новым потрясениям.
    3) Мир рушится вместе с ГГ (ГГ погибает, при этом тянет за собой и все человечество)
    4) Мир уже разрушен, ГГ выживает в сложных условиях постапокалипсиса. Финал: ГГ находит что-то, что облегчает выживание, но не надолго (например, канистру с водой).
    5) ГГ живет долго и счастливо (все сказки так кончаются. Кроме сказок Андерсена)

    --------------------
    - Билли, это уже серьезно! Это восемьдесят!
    - Вчера это стоило пятьдесят?
    - Инфляция!
    " (с) Человек с бульвара Капуцинов.
    Перейти в начало страницы
    octopussy
    15 мая 2017 18:26
    Сообщение #13


    Эксперт
    • 85

    Репутация: - 192 +
    Группа: Кураторы Клуба
    Сообщений: 1075
    Регистрация: 20.09.2014
    ICQ:--
    Цитата: PlushBear
    Начинающие писатели редко доводят до конца повести и романы, поэтому штампов концовок у них еще поискать.

    поэтому концовок у их произведений нет)

    1 и 5 - это уже счастливые концовки, остальные в зачет!)
    Перейти в начало страницы
    PlushBear
    15 мая 2017 19:59
    Сообщение #14


    Эксперт
    • 85

    Репутация: - 134 +
    Группа: Авторы Клуба
    Сообщений: 3213
    Регистрация: 20.12.2013
    ICQ:--
    А счастливые концовки мы по какой причине не рассматриваем?

    --------------------
    - Билли, это уже серьезно! Это восемьдесят!
    - Вчера это стоило пятьдесят?
    - Инфляция!
    " (с) Человек с бульвара Капуцинов.
    Перейти в начало страницы
    Irina-A12
    15 мая 2017 20:08
    Сообщение #15


    Эксперт
    • 85

    Репутация: - 0 +
    Группа: Гости
    Сообщений: 0
    Регистрация: 1.01.1970
    ICQ:--
    Цитата: PlushBear

    Может, есть какие-то штампы для финалов, как для сюжетов?
    - как вариант, ГГ теряет в гневе кого-то, кем очень дорожил, раскаивается, уходит в монастырь/ затворничество, чтобы пересмотреть свою прежнюю жизнь, духовно измениться.
    Перейти в начало страницы
    octopussy
    15 мая 2017 20:33
    Сообщение #16


    Эксперт
    • 85

    Репутация: - 192 +
    Группа: Кураторы Клуба
    Сообщений: 1075
    Регистрация: 20.09.2014
    ICQ:--


    Цитата: PlushBear
    А счастливые концовки мы по какой причине не рассматриваем?

    Причин нет, просто речь шла о плохих концовках, я не против хорошие рассмотреть, две уже есть)

    Сообщение отредактировал octopussy - 15 мая 2017 20:34
    Перейти в начало страницы
    NikiTA
    15 мая 2017 21:38
    Сообщение #17


    Эксперт
    • 85

    Репутация: - 375 +
    Группа: Главные редакторы
    Сообщений: 1008
    Регистрация: 13.01.2013
    ICQ:--
    как вариант, ГГ теряет в гневе кого-то, кем очень дорожил, раскаивается, уходит в монастырь/ затворничество, чтобы пересмотреть свою прежнюю жизнь, духовно измениться.

    Ирина. Прямо с языка сняли, только я бы еще предложила видоизменить на - находится в состоянии страха потери близкого любимого человека и в этом самом состоянии к нему приходит переосмысление своего поведения и жизни.

    Еще я прочитала, что концовка может зависеть от обьема произведения.
    Рассказы как правило заканчиваются открыто, а романы - закрыто. (но естественно, не всегда)

    Сообщение отредактировал NikiTA - 15 мая 2017 21:57
    Перейти в начало страницы
    Irina-A12
    15 мая 2017 22:19
    Сообщение #18


    Эксперт
    • 85

    Репутация: - 0 +
    Группа: Гости
    Сообщений: 0
    Регистрация: 1.01.1970
    ICQ:--
    Цитата: NikiTA
    находится в состоянии страха потери близкого любимого человека и в этом самом состоянии к нему приходит переосмысление своего поведения и жизни.
    - не знаю, насколько страх потерять близкого может кардинально поменять мировоззрение ГГ, чаще это происходит по пословице: пока гром не грянет ... .
    Перейти в начало страницы
    octopussy
    15 мая 2017 22:28
    Сообщение #19


    Эксперт
    • 85

    Репутация: - 192 +
    Группа: Кураторы Клуба
    Сообщений: 1075
    Регистрация: 20.09.2014
    ICQ:--
    Цитата: NikiTA
    Еще я прочитала, что концовка может зависеть от объема произведения.Рассказы как правило заканчиваются открыто, а романы - закрыто. (но естественно, не всегда)

    В большом произведении, как правило, несколько сюжетных линий, соответственно, все нужно закончить. Насчет закрытых и открытых финалах, в романах теперь все больше преобладают условно-закрытые и закрытые с провокацией.

    Возвращаемся к положительным концовкам, вот некоторые штампы:
    -свадьба
    -герой чудесным образом воскрешается, исцеляется
    - герой побеждает всех врагов и получает то, что хотел
    - герой после долгих скитаний возвращается домой и находит дома, то что все это время искал.

    Сообщение отредактировал octopussy - 15 мая 2017 21:12
    Перейти в начало страницы
    Irina-A12
    15 мая 2017 23:33
    Сообщение #20


    Эксперт
    • 85

    Репутация: - 0 +
    Группа: Гости
    Сообщений: 0
    Регистрация: 1.01.1970
    ICQ:--
    Цитата: octopussy
    герой после долгих скитаний возвращается домой и находит дома, то что все это время искал.
    - идти туда, не знаю куда, искать то, не знаю что - мне кажется, сейчас такая задумка не актуальна. Не станет современный человек срываться в никуда и искать неведомо что.
    Перейти в начало страницы
    Быстрый ответ Ответить
    1чел. читают эту тему (гостей: 1)
    Пользователей: 0

     
     

     



    Все материалы, публикуемые на сайте, принадлежат их авторам. При копировании материалов с сайта, обязательна ссылка на копируемый материал!
    © 2009-2019 clubnps.ru - начинающие писатели любители. Стихи о любви, рассказы.