«    Февраль 2023    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
 





-- Материальная помощь сайту --

--Бонус |

Сейчас на сайте:
Пользователей: 0
Отсутствуют.

Роботов: 1
Yandex

Гостей: 12
Всех: 13

Сегодня День рождения:

  •     lika (02-го, 29 лет)


  • В этом месяце празднуют (⇓)



    Последние ответы на форуме

    Стихи Мои стихи Кигель С.Б. 2878 Кигель
    Флудилка Поздравления 1827 Lusia
    Флудилка Курилка 2279 Печальный шут
    Стихи ЖИЗНЬ... 1657 Lusia
    Стихи Гримёрка Персона_Фи 47 ФИШКА
    Флудилка Время колокольчиков 221 Muze
    Обсуждение вопросов среди редакторов сайта Рабочие вопросы 740 Моллинезия
    Стихи Сырая картошка 22 Мастер Картошка
    Стихи Когда не пишется... 52 Моллинезия
    Флудилка На кухне коммуналки 3073 Герман Бор

    Рекомендуйте нас:

    Стихи о любви. Клуб начинающих писателей



    Интересное в сети




     

     

    Я за мир в Украине

    -= Клуб начинающих писателей и художников =-


     

    Русские - Евреи

    Александр Посохов

     

     

     

    РУССКИЕ – ЕВРЕИ

     

     

       Нижеследующие статьи, в которых автор делится с читателями своей подчёркнуто индивидуальной позицией в отношении русских и евреев, были опубликованы несколько лет назад. И не было бы особого смысла повторять их публикацию, если бы не время и некоторые знаменательные события. Что удивительным образом преобразило и обострило восприятие высказанных соображений и оценок. Автор надеется, что именно с учётом минувшего и, возможно,  будущего времени, читатели снова ознакомятся с этими статьями.        

     

     

    И СНОВА О РУССКИХ

     

       Накануне 75-летия Победы в Великой Отечественной войне можно, наверно, отметить и следующее – это отношение Иосифа Виссарионовича Сталина (Джугашвили) к русскому народу. Вот что он сказал, в частности, 24 мая 1945 года на торжественном приёме в Кремле: «Я, как представитель нашего Советского правительства, хотел бы поднять тост за здоровье нашего советского народа и, прежде всего, русского народа. Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза. Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он – руководящий народ, но и потому, что у него имеется здравый смысл, общеполитический здравый смысл и терпение» (буквально из текста стенограммы). Но Сталин, что менее известно, обращался к теме величия русского народа и раньше, как минимум с 1917 года. Так, например, ещё до октябрьских событий он призвал солдат организовываться в свои союзы и собираться  «вокруг русского народа, единственного верного союзника русской революционной армии». В 1933 году на встрече с участниками первомайского военного парада он заявил: «Русские – это основная национальность мира, они первыми подняли флаг Советов. Русская нация – это талантливейшая нация в мире. Если русские вооружены танками, авиацией, морским флотом – они непобедимы». А в 1939 году в беседе с Коллонтай, подчёркивая необходимость практически готовиться к войне с Гитлером, он сказал: «Все это ляжет на плечи русского народа. Ибо русский народ – великий народ. Русский народ – это добрый народ. У русского народа – ясный ум. Он как бы рожден помогать другим нациям. Русскому народу присуща великая смелость, особенно в трудные времена, в опасные времена. Он инициативен. У него – стойкий характер. Он мечтательный народ. У него есть цель. Потому ему и тяжелее, чем другим нациям. На него можно положиться в любую беду. Русский народ – неодолим, неисчерпаем». Однако ж слова Сталина – не священное писание. Понятно, что многое он говорил, исходя из сложившейся политической ситуации, с учётом уровня межнациональных отношений, в угоду чему-то или кому-то, вероятно, и прочее. Не будь он сам нерусским, то, может быть, и не говорил бы именно так. Вопрос для всех нас сейчас в другом. В том, а каково действительное положение русского народа в современной России и надо ли законодательно закреплять его какую-то особую роль? Об этом я уже, как мог, поразмышлял некоторое время назад в своей статье. Которую снова публикую, потому что уж больно тема живая.

     

        7.05.2020 г.

     

    Русские и мы

     

    Шиворот-навыворот,
    Бяки-кулебяки.
    Русский валится народ,
    Дуб подгнивший аки.

     

       Вот что конкретно следует обсуждать, а не то, надо или не надо упоминать о русском народе в Конституции РФ. Как будто такое упоминание само по себе способно реально изменить жизнь некоей определённой части населения к лучшему. Название данной статьи избрано в соответствие общему заголовку подобных статей из моего сборника «Они и мы» и без ущерба для её содержания могло бы звучать и так – «Нерусские и мы». Ибо нет никаких исключительно русских или нерусских среди тех, кто с рождения проживает на территории России, и нет никаких других и нас. Все мы – русские! И вовсе не потому, что кто-то из нас так себя называет или именно так нас за границей называют.

     

    Акимов, Климов мало в Курске.
    Анфис, Прасковий, Ефросиний.
    В одном Нью-Йорке нынче русских,
    Наверно, больше, чем в России.

     

       Все мы русские, потому что у нас один общий дом – русское государство, как бы оно ни называлось, будь то «Российская Империя», «Советский Союз» или «Российская Федерация». Душа у всех у нас одна – русская, кто бы и как не сопротивлялся этому. И другою она быть не может.      

     

    Жаль, что русская душа

    Бескорыстно хороша.

    Все поют ей дифирамбы,

    Но не ценят ни шиша.

     

       Важнее души ничего нет, о чём неустанно твердят нам священнослужители. Русская же душа замечательна именно своей бескорыстностью. Иначе бы русский человек веками получал бы дань с половины мира по итогам своих суровых и былинных деяний.

       Однако, оказывается, «Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого, он был бы исполином. Враг этот – лень» (из письма Николая Гоголя к К.С.Аксакову, март 1841, Рим). Вроде бы гениальная цитата. Но я бы поспорил, и насчёт лени и насчёт исполинства. Тем более, что неизвестно, кого же точно имел в виду писатель – всех  проживавших тогда в Российской империи или какой-то отдельный этнос.   

       Сакраментальнейший вопрос, между прочим. Не лень это у русского человека, а природное отторжение идеи расшибаться в лепёшку ради какого-то развития и движения вперёд. Либо ради какой-то мечты типа «американской». И коммунизм в СССР не построили, подозреваю, поэтому же – порасшибались и будя.

       Жизнь одна и прожить её надо по возможности весело и бесшабашно – так ведь мы иногда думаем про себя втихомолку. Что бы там ни говорил по поводу бесцельно прожитых годах другой Николай – Островский. Правда, прожить весело, бесшабашно и долго при этом мало у кого получается.

     

    Может, кто от обезьянки

    Где-то там произошёл.

    А у нас, так после пьянки

    Ванька к свиньям спать ушёл.

     

       А утром такой вот Ванька рассольчику выпьет, в баньке попарится и снова живее всех живых. И попробуй отбери у него силой находящуюся в его владении землю, огромную, куда больше чем у других. Вот это настоящий Исполин! Пробовали некоторые и что? Не знали потом, куды бечь. При этом руководили иногда защитой земли русской не только русские по крови. И как славно руководили! Не то что некоторые.

     

    Кому месяц, кому год,
    Кому век отпущен.
    Дух предательства живет
    В Беловежской Пуще.

     

       И сейчас, если спросить какого-нибудь нерусского россиянина, хотел бы он, чтобы его национально-территориальное образование окружала не Россия, а разные враждебные государства, то, думаю, он ответил бы категорически отрицательно. Нет уж, сказал бы он, наверно, жили наши предки всегда вместе, так пусть и детишки наши растут все вместе, под одним общим знаменем. А что касается отдельной национальности, как таковой, то очень даже замечательно, что мы разные. Разнообразье как раз и делает нашу совместную жизнь богаче и интереснее.   

       А кто авторы песни про русское поле? Ян Френкель и Инна Гофф. А песни про журавлей? Опять же Ян Френкель и Расул Гамзатов (в переводе Наума Гребнева). А песни про реку Волгу, которая течёт и течёт? Марк Фрадкин и Лев Ошанин. А песни «Мой милый, если б не было войны», да ещё в пронзительном исполнении Валентины Толкуновой? Марк Минков и Игорь Шаферан. Ну как можно быть по жизни «нерусским» и создавать такие великие русские произведения! И в литературе, и в музыке, и в кино таких характерных примеров сколько угодно. И вообще во всей нашей российской жизни, даже на бытовом уровне. В последнее время, к сожалению, встречаются и иные примеры, с социально безродной характеристикой как бы. Но это явление временное.

     

    Для кого-то Россия – мать.
    Для кого-то – большая дорога,
    На которой всё отнимать
    У людей можно смело и много.

     

       Неоднозначное выражение, но оно здесь весьма подходит – все мы одним миром мазаны. И я не понимаю, какой смысл кого-то из всех нас выделять или обособлять по национальной принадлежности аж в самой Конституции. Это всё равно, что вычленить персонально по тому же признаку в списках личного состава наших вооруженных сил какого-то одного солдата. Зачем? И без этого в доблести символически русского воина никто не сомневается. И в наличии русского мира в целом никто не сомневается. А вот каков объём этого мира и в каком он состоянии – это совсем другие вопросы. Бумага тут не поможет, хоть что в ней записывай. 

     

    Бедой Россию не пронять,
    Дубиной общей не умерить.
    Её нельзя лишь предавать,
    Иначе можно всё похерить.

     

       Однако есть и другие мнения на счёт соответствующей поправки о русских в Конституцию, куда авторитетнее моего. Вот, например, некоторые высказывания одного известного политолога: «Россия это историческая родина русского народа. На планете Земля нет других мест, куда русские могли бы вернуться как на землю своих предков… И эта поправка должна быть подкреплена соответствующим законом о репатриации русских, который надо было принять ещё 30 лет назад, но лучше поздно, чем никогда… Могут возразить – вы знаете, на территории России есть и другие этносы, для которых она является исторической Родиной. И их это тоже касается. Те этносы, у которых на территории России их историческая Родина – они тоже все имеют право на программы по репатриации. Но русские – в первую очередь. Потому что роль русских как государствообразующего народа очевидна».

     

    Быть русским можно иногда:

    И я им был, в СССР, ей-богу,

    Поскольку за себя тревогу

    Я не испытывал тогда.

     

       Вроде бы всё правильно и обсуждать нечего. Но у меня всё равно путаница в голове, каша какая-то, сумбур и неразбериха. Я вот даже не могу сформулировать пока никаких вразумительных суждений для последовательного и логического окончания этой статьи. Типа забрался на тигра, а как слезть с него, не знаю. Возможно, кто-нибудь из читателей подсобит мне в этом.

       Хотя вот относительно репатриации некоторых персонажей я бы определённо привёл тут такую свою басню.

     

    ПЕРЬЯ


    Всё. Надоело. Не могу.
    Довольно. Хватит. Убегу!..
    И убежал он
    За кордон.
    Без дела там он
    Пошатался.
    Как что-то где-то поболтался.
    Куда-то чем-то окунулся.
    И вновь на родину вернулся.
    По старым улицам идёт,
    Но ничего не узнаёт.
    Запутался, устал, согнулся,
    Раз сто без толку обернулся,
    Примерно столько же запнулся,
    Не отдохнул, не пообедал.
    А тут ещё Ворона эта.
    Следит, как будто он не свой.
    И каркает над головой
    С охотой явной заклевать,
    А не обнять, поцеловать
    Прибывшего из далека
    Полуживого земляка.

    Хотел Ворону он прогнать,
    Да, вот беда, забыл, как звать
    По-русски эту птицу злую.
    Тогда он ей,

    Являя злость свою,
    Кричит с чужим акцентом: «Эй!

    Перья, кыш отсюда!»
    А та в ответ: «Привет, Иуда!
    Отбросы я всегда клюю,
    А не целую.

     

       2020 г.

     

    * * *

     

     

    И СНОВА О ЕВРЕЯХ

     

       И снова в эфире нечто, так или иначе касающееся евреев –     Израиль, холокост, антисемитизм и прочее. И вспомнил я в связи с этим о своей давней статье из сборника «Они и мы». Прочёл её ещё раз, сверил высказанные ранее соображения и решил, ничего почти не меняя по тексту, снова опубликовать эту статью. Вот она.

     

       1.02.2020 г.

     

    Евреи и мы

     

       В заголовке данной статьи формально заключено как бы некое противопоставление каких-то евреев каким-то нам. Сразу поясняю, что по содержанию статьи это не так. «Евреи и мы» – это просто такой заголовок в продолжение подобных других моих статей, составляющих сборник под общим названием «Они и мы». А сама статья как раз, наоборот – о том, что никакого житейского противопоставления нет. Для Вселенной мы все равны.

       Негативных примеров и эмоций, к сожалению, предоставляет в избытке жизнь любого народа, а поведение отдельного человека тем более. И разговоры о постоянных вредоносных происках именно евреев бессмысленны: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина».

       Большей глупости, чем обвинение евреев во всех наших бедах, для меня не существует. Малочисленных аборигенов разных не трогают, а евреи – как чучело для битья. Потому, наверно, что живут давно и везде, активно вмешиваясь в развитие всей человеческой цивилизации. Ну не мог, например, по определению какой-нибудь приехавший сто лет назад в Петроград туземец из глубинки сразу же включиться в организацию Октябрьской революции, а затем возглавить создание Красной армии и Коминтерна. А Лейба Давидович Бронштейн (Лев Троцкий) смог. А не выпендривался бы, ковырялся бы тихонько в землице на своём хуторе под Херсоном, не получил бы топориком по голове и прожил бы дольше. Кто много на себя берёт, с того и спрашивают.

     

    Вышли из монастыря

    Тридцать три богатыря.

    Злу мирскому подивились

    И обратно удалились.

     

       А вот Троцкий не удалился. И многие люди в силу особенностей ума, характера, воспитания, обстоятельств, условий,  но отнюдь не в силу национальных свойств, не удаляются, а лезут в самую гущу событий и предпринимают попытки немедленно победить зло и изменить жизнь к лучшему. Делают ли они её лучше – это другой вопрос. Главное, они не «прячут тело жирное в утёсах» и не боятся войти в историю со знаком минус. Плевать они хотели на возможную расправу над собой в результате народного бунта и на то, что о них скажут потомки.

     

    Мне видится картина шире –

    Не три богатыря, четыре:

    Никитич, Муромец, Попович

    И с автоматом Ростропович.

     

       Наш замечательный виолончелист, пианист и дирижёр Мстислав Леопольдович Ростропович, которого почему-то в прессе всё-таки чаще называют евреем, а не поляком, действительно в августе 1991 года находился в рядах защитников Белого дома с автоматом Калашникова наперевес.

       Но это сущий пустяк по сравнению с тем, что во всём вообще виноват Чубайс. И что? А ничего! Анатолий Борисович делает своё дело, а каждый из нас своё. Боишься – не делай, сделал – не бойся. И ничего противозаконного с Чубайсом, как и с каждым из нас, происходить не должно. 

     

    Кто осмелится с восторгом

    Захватить Чубайса в плен,

    У того нормальный орган

    Превратится в наночлен.

     

       Знал я одного большого начальника союзного значения, еврея. Сейчас он на заслуженном отдыхе, весь в орденах и медалях. Как же он хохотал, когда я рассказывал ему еврейские анекдоты! Думаю, способность поржать над собой и себе подобными – это самый характерный признак исключительного ума, отрицающего свою исключительность.

       А писатель, поэт Игорь Губерман со своими «гариками»!

     

    Гаврила – в рыло, я – в карман,
    Гоп, сердорпупия!
    Остроумен Губерман,
    Да не так уж туп и я!

     

       А Валентин Гафт со своими эпиграммами!

     

    Трудно срифмовать на «афт»,

    Даже пораздумав.

    То ли остроумен Гафт,

    То ли Остроумов?

     

       А Иосиф Кобзон, которого, когда тот поёт, не остановить, как и бегущего бизона (по Гафту)!

     

    Бедный Крузо Робинзон

    Нынче нечитаем.

    А Иосиф наш, Кобзон,

    Всеми почитаем.

     

       Так сложилось, что евреи и мы все – это один туго сплетённый клубок из разных и одинаковых нитей. Все мы вместе разные и одинаковые, и хорошие и плохие, и чужие и родные. Ленин говорил: «Если русский умник, значит он еврей, или в нем есть еврейская кровь». А я почему должен думать иначе?!

       Помню, учился я в школе восемь лет с одной еврейской девочкой. Получала она за ответы на уроках одни пятёрки, вела себя всегда достойно, воспитанно, тихо и скромно. Умница, да и только! Я и сейчас готов был бы заступиться за неё перед любыми хулиганами. Но она уже давно живёт в Израиле. Помню ещё из детства очень пожилого молчаливого еврея-дворника. И это не анекдот. Как сейчас вижу его с метлой и лопатой.

     

    После зон-лагерей

    Понял старый еврей:

    Над тираном не ржи,

    Нос по ветру держи.

     

       Старший сын у него (не политический, а просто неоднократно судимый вор, рецидивист, или, как сказали бы сейчас, уголовный авторитет) отбывал очередной срок в заключении. А младший, немногословный в отца парень, работал простым слесарем на заводе. Помню преподавателя философии в ВУЗе, тоже еврея, умного, деликатного и ответственного человека. Не было случая, чтобы он хоть в чём-то подвёл кафедру или сорвал лекцию. Студенты искренне уважали его, и с явкой на его занятия всегда всё было в порядке. Помню директора крупного оборонного предприятия, известного учёного, изобретателя, который сам в шесть утра, а то и раньше, каждый день поднимался на крышу сборочного цеха, где бригада из временно нанятых рабочих ремонтировала кровлю. Поднимался и спрашивал, как с рубероидом, как со смолой, не болеет ли кто, где обедали, чем помочь и т.д. И уходил этот советский еврей-руководитель домой почти всегда позднее десяти вечера, проведав перед тем, всё ли нормально на крыше. Помню родителей соседа, врачей, тоже евреев. Милейшие и добрейшие люди, прошедшие всю войну. Оба давно вышли на пенсию, а всё работали, лечили. Помню другого врача, хирурга, заведующего отделением в крупной московской больнице, который сам, хотя и не обязан был, принял моего знакомого, сам поставил диагноз, сам назначил операцию, сам блестяще выполнил её и сам швы ему снял. А на днях одна моя приятельница вспомнила, как в школе, где она училась, русская учительница рассказывала всем, что её отца на войне от пули закрыл еврей. 

       Я уверен, что очень многие из нас могут вспомнить евреев, обще