...Вскоре соседи ушли. Володя убежал на свидание. Сергей, подсев к приёмнику, нашёл "Маяк" - по вечерам он всегда слушал новости спорта. Бабушка, ласково улыбаясь, восхищалась внуком:"Мишенька, как хорошо играешь! Слушаю - и радуюсь. Сколько учился? Четыре года? А дальше как? Пойдёшь в музыкальное училище?"
-Что вы, бабушка! Я люблю играть, но, чтоб постоянно... нет.
- И то верно. Мало ли хороших профессий. Вот, например, зубной врач. Стоматологом, как?
- Не нравится.
- Это ты ещё малой, не разбираешься. В сельскохозяйственный техникум, очень хорошо!
- Нет, я пойду в ПТУ. Многие хлопцы из нашего класса туда собираются.
- Ну, это уже в крайнем случае. Не поступишь никуда - пожалуйста, в училище. Надо же пробовать свои силы.
- А я и хочу попробовать свои силы. Хочу, как папа... И что вы все думаете за меня?!
- Ну-ну... В шахту хочешь? Одобряю, молодец! Уже просматривается в тебе мужчина! - Сергей выключил приёмник.
Анна улыбнулась:" Куда тебе в шахту! С детства кашу манную плохо ел. Какя в тебе сила?"
- Ничего,- Сергей потрепал Мишкины вихри,- Для работы в шахте нужен твёрдый характер, а твёрдость руки прийдёт.
-Ну, ладно. Время ещё есть,- положила конец разговору бабушка, - А сейчас пора спать.
На другой день Сергей вернулся с работы позже обычного. " Собрание было,"- объяснил он. Володя тут же подсел к нему.
- Что за собрание?
- Производственное, нашего участка.
- О чём?
- Прогульщика обсуждали. Есть у нас такой Серых. Уже раз премии лишали. Так он опять... Запил и два дня прогулял. А потом ходит и хнычет:" Это в последний раз." А собрание решило: стоял десятый в очереди на квартиру - передвинули, пусть ещё год постоит. А опять прогул сделает - выгоним.
- Будто семья виновата, -не согласился Володя.
- Он знал, что будет наказан. А у вас что, прогульщикам спуску дают? Или нет таких?
- Бывают. Как-то Петров прогулял. И плакало море по нём. Летний отпуск на осень перенесли. Случалось, что и премии лишали. А кому хочется себя наказывать? Поэтому у нас это редко.
- Дай отцу поесть спокойно. Что за еда за разговором? - бабушка строго взглянула на внука.
Анна понимала сына: ему хотелось перед бабушкой выглядеть совсем взрослым. Володя помолчал немного и опять деловито спросил: " НУ, а как план? Шахта выполнила?" -" Нет." -" А наша гремит. Перевыполняем. А ты, отец, иди к нам."
Анна насторожилась: сколько раз она просила мужа перейти на новую шахту, а он и слушать не хотел. Что ж, понятно. С восемнадцати лет на этом предприятии. Шахта ему как вторая семья. Всё здесь знакомо и всех знаешь. Но на новых спокойнее да и безопаснее.
- Ваша шахта только и держится на двух участках, - продолжал Владимир. - Вот Валерка говорит, что ушёл от вас, как на свет народился. Зароботки хорошие, да и условия не те, что у вас: работаешь и работать хочется.
Сергей резко встал.
- Ты со своим Валеркой помолчи. Приспособленец твой Валерка.
- Кто приспособленец? Да он вкалывает знаешь как? Он по десять " коней" рубит.
- В таких условиях чего не рубить! У нас он что-то рекордов не ставил. Пласт Андреевский - самый коварный в Донбассе. Вот недавно перешли в новую лаву на пласт Юльевский. А он тоже не слаще Андреевского. Его ещё никто не пробовал брать комбайном, мы первые.
Задребезжал телефонный звонок. Бабушка позвала Володю: " Тебя... Невеста, наверное."
Разговаривая по телефону, Владимир весь преобразился. Глаза сияли, лицо точно светилось.
... На следующий день, к вечеру, Сергей позвонил с шахты: придёт поздно, на работе неприятность.
Час за часом шёл, а его всё не было. Анна встревожилась. Она несколько раз звонила на шахту и каждый раз ей отвечали, что Сергей Михайлович на участке. Так и не дождались, легли спать. Сергей пришёл лишь к концу следующего дня, очень уставший. Начал рассказывать о происшествии в лаве. Анна согласно кивала, а мать так и не поняла, что там у них за "гезенк подбутился", сообразила только, что почти сутки сидели в шахте Сергей и его забойщики и делали очень трудную и опасную работу. Потом Сергей лёг спать, а мать всё вздыхала и качала головой:" Смотрю я, доченька, живёте вы хорошо, детей хороших вырастили и стаж подземный у Серёжи есть, переезжали бы к нам." Анна ничего не ответила, прижалась к матери и поцеловала седой её висок.
Через два дня вся семья Грачёвых провожала бабушку. Сергей вёл машину. Морозный воздух искрился серебристыми нитями. Мать в последний раз пыталась уговорить переехать жить к ней:" Я уже старая, кто хозяйство вести будет. Дом, сад какой, речка рядом. Ну, чего ещё для жизни не хватает?"
- Зарева, мама. Зарева...
Мать укоризненно покачала головой.
А машина мчалась вперёд, оставляя позади город. Красный диск заходящего солнца повис над копром, как будто присел на минутку, окидывая прощальным взглядом всё вокруг.