3.
Пора мне совершить путешествие в прошлое и объяснить, как я оказался в осажденном замке. А для этого разрешите телепортировать вас в маленькую европейскую страну, столь полюбившуюся нашим туристам, охочим до пива, зрелищ и дешевых путевок на майские праздники.
Чуть меньше года прошло с тех пор, как я покинул мир под названием Здесь, и вернулся в свой родной город, показавшийся мне еще более серым, грязным и бестолковым. Что-то сломалось во мне. Я понял, что не смогу больше жить в этом душном и негостеприимном мегаполисе, и отправился путешествовать по Европе, надеясь на то, что перемена мест сможет отвлечь меня, и пустота в моей душе, что образовалась после изгнания, исчезнет.
В последние полгода я осел в чешском Брно, но и этот старинный городишко начал мне надоедать, и я уже подумывал о том, чтобы в очередной раз сменить место жительства.
Был один из теплых майских деньков, когда жара еще не выходит в тираж, и организм с радостью наслаждается полуденным зноем и солнышком, горячим, как яичница на раскаленной сковороде.
Я пересек Площадь Свободы, направляя свои стопы прямиком к «Макдональдсу», где вознамерился перекусить парочкой гамбургеров и стаканом «каппуччино». Подошел к порогу, предвкушая, как буду пить слащавый кофе и закусывать его генно-модифицированной булкой, обладающей зачатками интеллекта, и только-только протянул руку, чтобы открыть дверь, как услышал странный звук, заставивший меня навострить ушки. Звук, которого не могло быть в этом городе.
Помните расхожую фразу, которую так старательно втолковывали нам родители? Мол, чисто не там где убирают, а там где не сорят?
Только прожив некоторое время в Европе, я понял, как много истины заключено в этом предложении.
Так вот, звуком, который я услышал, был звон жестяной банки, ударяющейся об асфальт. Это был громкий и дисгармоничный звук, моментально разрушивший всю идиллию.
В Европе не бросают мусор мимо урн. На то она и Европа.
Я машинально обернулся. Увидел перед собой обычного человека средних лет, скромно одетого, приличного, и даже почти интеллигентного. Такие люди пачками ходят и по улицам Москвы, и по улицам Берлина, и по улицам Стокгольма, и по улицам любого другого города в мире. Это такие среднестатистические протолюди, люди вообще, которых так легко потерять в толпе и так трудно запомнить.
Но когда этот заурядный человек заговорил, я почувствовал легкое дежа-вю.
Реальность начала разрушаться прямо на моих глазах. И разрушила ее не упавшая мимо урны банка.
- Вас что-то не устраивает, юноша? – насмешливо осведомился человек.
Меня в принципе не удивило, что со мной заговорили по-русски. В Чехии я постоянно встречал туристов, причем в моравской столице их было ничуть не меньше, чем в Праге.
Вот только этот голос я знал. Я узнал бы его из тысячи, да что там, из миллиона других голосов.
- Все в порядке, Ваше Высочество! – ответил я. – Баночку поднимите, пожалуйста!
- О, так вы помешались на порядке, барон? – поинтересовался Герцог, но банку все-таки выбросил в урну.
- Сложные системы чрезвычайно зависимы от первоначальных условий, - сообщил я. – И даже небольшие изменения в окружающей среде могут привести к непредсказуемым последствиям!
Тут Герцог посмотрел на меня взглядом хозяина, чья старая собачка вдруг заговорила человеческим голосом.
- Это теория хаоса, - пояснил я. - Считается, что взмах крыльев бабочки в Бразилии может вызвать торнадо в штате Техас. Кто знает, возможно, банка, выброшенная мимо урны в маленьком чешском городке, приведет Европу к Третьей Мировой Войне?
- Не знал, что ты такой умник, - усмехнулся правитель мира Здесь. - Приказываю тебе прекратить словоблудие и угостить старого друга стаканчиком каппуччино и чизбургером!
- Как скажете, Ваше Высочество.
Мы зашли в ресторанчик, набрали еды и уселись за столиком в углу.
Моя голова буквально трескалась от вопросов, которые хотелось задать. Стоило мне отрыть рот - и первый вопрос сам выскочил наружу, как чертик из табакерки.
- Как вы здесь оказались, Ваше Высочество?
- Возможно, ты будешь удивлен, но я прилетел на самолете. На большом комфортабельном «Боинге»!
Кажется, передо мной поставили табличку с надписью «Сарказм».
Настало время второго вопроса.
- Если не секрет, как вас зовут?
- В паспорте написано «Грачев Андрей Викторович», - сообщил мой собеседник. - Но можешь звать меня высочеством, это повышает мою самооценку.
- Надо было еще тогда понять, что вы из моего мира! – ошеломленно произнес я.
Теперь все кусочки паззла сложились в одну общую картину. Я понял, почему Герцог прятал свое лицо и разговаривал из-за ширмы, почему он так быстро смекнул, какая польза от огнестрельного оружия, - он знал, откуда ветер дует!
А что же тогда Его Высочество, он же Грачев Андрей Викторович, делает здесь? Почему он в этом мире?
- Господин Герцог! – ухватив очередную мысль за хвост, спросил я. – Что вы здесь делаете?
- Сижу и ем бургер! – сердито откликнулся Грачев. - Вообще-то я за тобой по всей Европе гоняюсь! Ну скажи мне, какого лешего ты носишься по городам, как электрический веник? Чего тебе в Москве не сидится?
- Надоело. Я не случайно выбрал именно этот город для проживания. Он хоть чем-то напоминает мне Город, а я по нему скучаю.
Мне тут же стало стыдно за этот приступ неконтролируемой ностальгии, но слово, как известно, не воробей, и вернуть отправленное сообщение я уже не мог.
- Что-то я ничего общего не заметил, - буркнул Герцог.
- Нужно немного включить воображение. Если представить, что здесь нет электрического освещения, трамваев и магазинов, то получается довольно похоже. Здесь тоже есть Ратуша, и центральная площадь, и Замок.
Герцог недовольно крякнул. Я готов был поклясться, что в этот момент он подумал что-то вроде «Я старый солдат и не знаю слов любви!»
- Так ты хочешь знать, зачем я здесь? – встрепенулся Андрей Викторович, нервно скомкав салфетку.
- Конечно, Ваше Высочество!
- Тогда слушай. И я расскажу тебе, что произошло в мире Здесь после того, как ты сбежал. Казалось бы, ничто не предвещало беды. Мои кирасиры, мои верные охранники, перешли на новое вооружение, и я чувствовал себя в полной безопасности. Но я ошибался. Не знал, что пригрел на груди змею. И человек, которого я считал своим союзником, оказался моим врагом. Начальник отряда кирасиров, Ганс Гюнтер, как выяснилось, продавал образцы оружия моему главному врагу. Его сиятельству графу Лиахиму Никту.
- Кому? - изумился я.
- Да-да, тому самому графу Никту. Он меня ненавидел всегда. Все дело в том, что его сиятельство происходит из очень знатного рода. Я же был выскочкой, пришлым, нездешним. Никту всегда мечтал отобрать мой трон и стать правителем мира. И тогда, когда треклятое оружие попало к нему в руки, ему это удалось. И он устроил в мире Здесь государственный переворот. Предателю Гюнтеру, конечно, отрубили голову. Но было уже поздно. Восстание началось.
- Не может быть! – ахнул я. – Вот это, я понимаю, «Игра Престолов»! Вас что, свергли?
- Свергли, - насмешливо ответил Герцог.
- А правит миром его сиятельство граф Лиахим Никту?
- Так точно!
Вот это новость! Эх, Уткин, Уткин, ну ты и гусь!
– Итак, Никту захватил престол, меня посадили в темницу и приговорили к смертной казни, но мне удалось сбежать в самый последний момент. И я решил обратиться к тебе за помощью.
- Но чем я могу вам помочь?
- Я видел, с какой прытью ты занял свое место под солнцем в том мире. Мне нужна твоя смекалка и сообразительность. Ты же хочешь вернуться в мир Здесь?
- Хочу, - признался я. – Очень хочу.
- Я помогу тебе это сделать. А взамен ты поможешь мне. Договорились?
- Договорились! – эхом ответил я.
В голове моей моментально возникла таблица примерно следующего содержания:
Что делать, если вас свергли?
Пункт первый. Не унывайте.
Пункт второй. Попросите помощи у кого-нибудь из старых знакомых.
Пункт третий. Попытайтесь вернуть престол.
Пункт четвертый. Если у вас ничего не вышло, смотрите пункт первый.
- Много ли незавершённых дел у тебя осталось в этом мире? – прервал мою мыслительную деятельность Герцог.
- Немного! – заверил его я.
- Тогда встретимся сегодня возле входа в Старую Ратушу. В восемь часов вечера.
- Хорошо!
Часы на башне Старой Ратуши показывали без четверти восемь, когда я, полностью готовый к новому фантастическому путешествию, подошел ко входу. Рядом со мной разместилась компания немцев, оживленно что-то обсуждавших. Правда, ничего из того, что они говорили, кроме "Дас ист толль!" и "Дас ист вундоба!" я не разобрал.
Я рассчитывал, что мне еще целых пятнадцать минут придется стоять истуканом, ожидая появления Его Высочества, но я ошибался. Не прошло и минуты, как я увидел знакомый силуэт. Оказывается, точность - это вежливость не только королей, но и герцогов. Хотя, в сущности, какая разница?
- Ну что, ты готов? - вместо приветствия обратился ко мне экс-правитель мира Здесь.
- Я всегда готов! - бодро отрапортовал я, ничуть не слукавив. - Мне другое интересно. Как мы попадем отсюда в параллельный мир?
- А раньше ты как это делал? - совершенно по-одесски, вопросом на вопрос, ответил Герцог.
- Первый раз - с помощью Ут...графа Никту. А потом - с помощью Паромщиков, господина Джеронимо Аскери и господина Исяева.
- Мне Паромщики не нужны, - усмехнулся Герцог.
С этими словами он вынул из кармана своей куртки некий предмет, при ближайшем рассмотрении оказавшийся ... свечой. Совершенно обыкновенной парафиновой свечой, которые хранятся в каждом доме на случай отключения света.
- Что это? - удивленно спросил я, памятуя о том, что форма предмета не всегда тождественна содержанию.
- Существует несколько средств, с помощью которых можно разрушить границу между параллельными мирами, и попасть из одного мира в другой. Например, можно воспользоваться Временной Бомбой. Однако следует помнить, что эта Бомба опасна для мироздания, и использовать ее можно только в самых редких случаях. При неправильной эксплуатации Временная Бомба может разрушить целый мир. На данный момент использование этого устройства запрещено Орденом и самим Великим Магистром лично. В последний раз Бомба применялась в 1891 году, и не в этой Вселенной. Гораздо проще воспользоваться той вещицей, которую я держу в руках. Это так называемый Временной Фитиль, с помощью которого можно проделать небольшое отверстие в ткани реальности. Вполне хватит для того, чтобы создать небольшой портал.
Произнося эту лекцию, откуда я мало что понял, Герцог совершал нехитрые манипуляции, связанные с зажиганием свечи, которая почему-то упорно гасла. Только с третьего раза Герцогу удалось справиться со строптивым Временным Фитилем.
Все эти действия напоминали какой-то странный оккультный ритуал. Что-то демоническое было в том, как Его Высочество трепетно опустил Фитиль на асфальт, а затем на цыпочках, еле дыша, отошел на пару метров назад.
- Минут пять надо подождать! - взволнованно шепнул он мне.
За нами с интересом наблюдала все та же компания немцев, и нетрудно догадаться, что они были немного удивлены тем, что происходит.
- Вас ист дас? - ошарашенно спросил один из них.
- Дас ист рашен релиджен! - на чудовищной смеси немецкого и английского ответил я.
Герцог хихикнул.
- Ваше Высочество! - заговорщическим шепотом поинтересовался я. - А ничего, что они видят?
- Ничего страшного! - перейдя на нормальный человеческий голос, ответил Грачев. - Сущность портала такова, что все, кто увидел его возникновение, начисто забывают об этом.
- Это хорошо! - успокоился я.
И тут на моих глазах произошло Чудо. Фитиль наконец-то начал прожигать ткань реальности, и я увидел, как зарождается Портал. Со стороны он выглядел как большое черное пятно, как будто какой-то невидимый художник поставил кляксу на картине, изображавшей городской ландшафт. Внутри этой кляксы была пустота. Страшная, манящая, иррациональная пустота.
- Пойдем! - скомандовал Герцог и первым шагнул в разверзшийся перед ним мрак.
Я повиновался и тоже вступил в неизвестность. Портал за моей спиной закрылся.
Почему-то я думал, что внутри этого пространственно-временного коридора будет мрак. Ничего подобно, здесь было достаточно светло, хотя никаких видимых источников света не наблюдалось.
- А с немцами все будет в порядке? - осведомился я, движимый каким-то непонятным чувством межнациональной дружбы.
- Я же тебе сказал, ничего с ними не случится! - заверил меня Герцог. - Они забудут о том, что увидели, через пять минут, и пойдут в ближайший ресторан пить пиво и есть рульку. И, кстати, они австрийцы. Ты их флаг видел?
- Не обратил внимания, - откликнулся я, покорно семеня за Его Высочеством.
- И, собственно, чего ты так боишься портала?
- Ну как же! - охотно пояснил я. - Портал - это же неконтролируемый выброс магии, опасной для обычного человека!
- Вот ведь! - изумился моим словам Герцог. - Ты откуда всей едой ерундистики про магию понабрался-то?
- Да так, - вздохнул я. - Кажется, я слишком много читал "Дозоров".
- Что ж, бывает! - резюмировал Андрей Викторович.
Следующие десять минут мы шли молча. А потом Его Высочество остановился, из-за чего я чуть в него не врезался, и задумчиво на меня посмотрел.
- Скоро, мой юный друг, наши пути разойдутся. Ты вернешься в тот момент, в который покинул мир Здесь, я, соответственно, тоже. Там, в том мире, будет ждать тебя другой «я», тот, который еще ничего не знает. Твоя задача – спасти его. Сумеешь?
- Я постараюсь.
Герцог достал из кармана запечатанный конверт и протянул его мне.
- Здесь мои ценные указания, которые помогут тебе выполнить задачу. Распечатаешь потом.
Я с трепетом взял в руки этот конверт, не зная, что с ним делать дальше.
- Мы уже почти пришли, - сообщил Герцог. – Можно и попрощаться. И заранее спасибо, мой верный вассал.
Я не нашел слов, чтобы ответить Его Высочеству, и еле заметно кивнул в знак согласия. А про себя подумал: «Ты, Селезнев, просто бесчувственная скотина, если не заплакал на этом моменте!»