Открыв свою студию, в обучением взрослых рисованию, я столкнулась с той проблемой, что мои ученики, во чтобы то ни стало, почти с первого занятия, хотели иметь хороший осязаемый результат. Эта проблема коснулась и детей, их родители тоже хотели, чтобы их чада умели сразу и всё на уровне взрослых. Вот он результат незрелого сознания и влияния денег на разум людей. Я понимала, что рисованию с натуры, основанном на академическом подходе к рисунку, при таком отношении к процессу обучения, учить безперспективно. И, нравится мне то или нет, но учить мне придётся через копирование с образцов. В поиске, более интересного подхода к этому виду деятельности, я стала изучать разные живописные декоративные техники. Какой-то период практиковала подход к рисованию Бетти Эдвардс, с акцентом на работу правого полушария при рисовании, методику Боба Росса, в основе которй лежал способ живописи картин маслом, на основе прописи в изображениях базовых элементов, при помощи лопаточки-мастехина и веерной кисти. Боб Росс советовал не только, какие брать цвета, но и как наносить их на полотно, какой кистью пользоваться, как за ними ухаживать и чистить. В первом случае работы получались очень слабыми, безкаркасными, из-за отсутствия хорошего рисунка и понимания законов светотени, а также наивные по колориту. Во втором случае слишком декоративными и даже слащавые. Очень интересным мне показался подход к преподаванию живописи художником Сахаровым маслом за один приём. Результаты удивляли. Но у меня возникало много вопросов к этой технике и, поэтому использовать её для обучения я не решилась. Попробовала акварельную технику Елены Базановой. Интересная техника. Планирую посетить мастер-классы этих художников в Питере. И наработать их техники. Опробовала живопись шерстью. Использую её в обучении детей живописи, также, как и приёмы Бобба Росса и Бетти Эдвардс, но только частично. В работе с детьми использовала живопись пластилином и техники монотипии и эбру, приёмы нетрадиционного рисования. Вообщем, чего только не перепробовала, всё и не перечислить, но полного удовлетворения от результатов работы я не чувствовала. Почему? Ну потому что, если в работе и присутвствовали элементы творчества, то результат этого творчества был ужасающим. А, если пытались копировать, с применением сетки Бетти Эдвардс, то на рисование затрачивалось очень много времени. Студийное обучение платное. И принцип " время - деньги", здесь, увы, является основным. Совершенно случайно натолкнулась в инернете на работы художницы Татьяны Чачевой на стекле. Они меня поразили свежестью и яркостью колорита, присутствием вкуса и стиля. Живопись оказалась реверсной(с обратной стороны стекла). Никогда раньше о таком виде живописи даже не слышала. Описание техники было очень незначительным. Но я попыталась оттолкнуться от него, чтобы наработать технику. Признаюсь сначала это было не просто, мозг бунтовал и не хотел отходить от привычного способа рисования от общего к частному. Но постепенно, что-то стало получаться. И вскоре, я уже легко отходила от начального варианта свободного письма, вводила контур и эксперементировала с введением различных красок, добавок, потали. Признаюсь вам: в стекло я влюбилась познакомилась в интернете с хорватскими художниками по стеклу, с творчеством украинской художницы Натальи Максимыв-Курий, с работами Якушевой Юлии, я поняла, что стекло очень благодатный для экспериментов материал и возможности, выполнения изображений на нём безграничны. Реверсную технику я наработала, причём с различными варьиотивными подходами. Она давала бесподобный результат при копировании с фото- образца и даже с контурного его варианта, при визуальном совмещении её с цветной копией на экране монитора. И ещё один немало важный пунктик: стекло, в качестве основы для рисования очень дешёвый материал и, красок при работе на нём много не требуется. Работы тоже можно оформлять оригинально, не используя дорогих рам. Что, вообщем-то, не мало важно в организации обучения. Этот факт позволяет значительно снизить оплату за обучение учеников. Освоив реверсную живопись, легко можно перейти к привычной манере письма на лицевой стороне стекла, холста, бумаги. Занятия реверсной живописью упрощают восприятие и понимание процесса работы в лицевой техники выполнения изображения. Да и навык работы с красками и кистью отрабатывается очень быстро, благодаря многократному повторению действий, требующих внимания и аккуратности. Что давала мне и ученикам эта техника? Быстрый и качественный дубликат изображения. Человек, по -существу, работает, как принтер. При этом отрабатываются навыки работы пером и кистью, красками, быстро нарабатывается хорошее цветоощущение, концентрация внимания и наблюдение. Очень важным элементом является аккуратный подход к работе. Т.е, в результате я получила прекрасное упражнение на цветовую растяжку и концентрацию внимания. При котором ученик очень быстро обучается выполнять неплохие копии с иллюстраций. А. ещё, эта техника давала мозгу ученика возможность перехода с работы левого полушария на правое. Рисунок-то, в процессе работы постепенно закрывался и человек работал уже без привязки к изображению. Шла монотонная работа с цветовыми пятнами, требующая невероятной концентрации внимания. Таким образом, мозг невольно отключался от содержания изображаемого объёкта и, если до этого момента ученика проконсультировать, то он, по существу, естественно начинал входить в медитативное состояние, которое и способствовало процессу наблюдения за внутренним состоянием человека. Чем меня эта техника не устраивала? Отсутствием в работе творческого начала... Не совсем, конечно, оно отсутствовал, потому что работа правого полушария - это уже подготовка мозга к творческой самореализации в дальнейшем. Тем более, что параллельно я уже начала изучать арт-терапию, изначально, конечно, не для развития творчества, чисто из интереса и уже понимала, что, если я, каким-то образом, сумею совместить это упражнение с арт-терапивтической практикой, то у меня будет возможность развивать своих учеников уже и творчески . Т. е, с помощью провидения всё выстраивалось вполне логично. Поэтому я и решила сделать ставку и в своём творчестве и в обучении моих учеников на технику реверсной живописи на стекле....Осталось только найти этот "какой-то образ"... Продолжение следует...