«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 





-- Материальная помощь сайту --

--Бонус | Партнеры--



Сейчас на сайте:
Пользователей: 1
Coltt

Роботов: 0
Отсутствуют.

Гостей: 25
Всех: 26

Сегодня День рождения:

  •     KADGAR (19-го, 4 года)
  •     Mary MkLair. (19-го, 21 год)


  • В этом месяце празднуют (⇓)



    Последние ответы на форуме

    Дискуссии О культуре общения 165 johnny-max-cage
    Стихи Мои стихи Кигель С.Б. 1863 Кигель
    Стихи молчание - не всегда золото 250 Filosofix
    Флудилка Время колокольчиков 198 Герман Бор
    Флудилка Курилка 1954 Герман Бор
    Обсуждение вопросов среди редакторов сайта Рабочие вопросы 517 Моллинезия
    Флудилка Поздравления 1635 Герман Бор
    Стихи ЖИЗНЬ... 1600 Lusia
    Организационные вопросы Заявки на повышение 775 Моллинезия
    Литература Чтение - вот лучшее учение 139 Lusia

    Рекомендуйте нас:

    Стихи о любви. Клуб начинающих писателей



    Интересное в сети




     

     

    -= Клуб начинающих писателей и художников =-


     

    Поэзия и музыка

           Что такое "высокая поэзия"? И вообще - бывает ли поэзия "низкой"? Я имею в виду настоящую поэзию, конечно: не рифмованную прозу и не лишённые рифмы и ритма попытки опоэтизировать прозу. Я думаю, что настоящая поэзия, та, что затрагивает душу, та, от которой "мурашки" по коже, та, что заставляет чаще биться сердце - хоть на один миг - такая поэзия и есть "высокая", каким бы языком и слогом ни была она написана. В этом смысле высота является высотой полёта поэтической мысли, высотой единства формы и содержания - именно в идеальной гармонии этих двух составляющих и проявляется самая настоящая "высокость". 
           Пусть иной раз сбивается ритм стихотворения, когда это необходимо по смыслу, такой сбой пойдёт только на пользу. Пусть стихотворение будет и вовсе лишено ритма и рифмы, но таково было требование вдохновения, так проявилась глубина содержания, родившая настоящий шедевр, по своей внутренней музыке причастный поэзии. Пусть автор ищет необычные, даже вычурные рифмы, если это оправдывается внутренне, а не призвано огорошить читателя "необычностью формы" и поиграть словами. Но только всё вместе должно попасть " в яблочко" читательского восприятия, принести тот самый катарсис, без которого древние не видели смысла в искусстве. 
           В этом я понимаю единственную важную задачу поэта - донести свои мысли до читателя, выразить их так, чтобы пробрало "до костей, до кончиков", как пел Башлачёв. Вот, кстати, пример создания выразительности текстов самыми непритязательными средствами. Но песни и стихи, всё же являются разными жанрами. В песне музыка извне поддерживает и помогает "вывести" смысл, усиливает звучание слов. Это знали ещё древние - псалмы Давида были песнями, в храме службу до сих пор поют, а не вычитывают положенные молитвы. Многие знают по себе, какое воздействие производит церковное пение, если хор хорош. Мне даже думается, что вообще сейчас синтез стихов и музыки достиг апогея, так много появилось различных групп и исполнителей. В стихах же отдельно должна проявиться своя, внутренняя музыка, которая раскрывает стих, как бутон расцветающего цветка, для того, чтобы читатель мог насладиться его ароматом. 
           Вот ещё очень важный момент: высокая поэзия противоположна верлибру. Именно верлибр, а не белый стих, имеющий всё же определённый ритм, и популярный в Америке и Англии, увёл западную поэзию из поэзии как таковой. Даже хорошая проза бывает поэтична, да. Но ритмически организованный стих, и только он, содержит внутри себя музыку. А вот верлибр убил, наповал убил западную поэзию именно тем, что выгнал музыку из поэзии, уничтожил главную силу гармонии - соединять сознательное и бессознательное в человеке. Поэты принимают в себя эти вибрации и расшатывают ими Вселенную - происходит такой обоюдоострый процесс. И сила этого взаимовлияния такова, что поэтическое слово может если не сдвигать горы, то подвигать сознание человеческое - это абсолютно точно. Поэтому дело возрождения поэзии не кажется мне чем-то пустым и ненужным, а само это возрождение я вижу в том, чтобы сохранить музыку в поэзии. 
           Музыка сама по себе является тем соединяющим началом, которое примиряет небесное и земное, содержит в себе самой мучение и сладость, боль и радость откровения. Только музыка способна вывести человека за грань обычности и обыденности бытия. 

           "Что скажу на смертном языке о таинстве соборных действ музыки?.. 
           В разъятом и распятом мире пространства и времени и в личности, ему послушествующей, царит всеобщее разъединение и вражда. Так, прежде всего разъединено, хотя и неокончательно, страдание и удовольствие, неудовлетворенность и наслаждение. Бьется душа между этими роковыми пределами. 
           В музыке нет удовольствия и страдания. В музыке нет разъединения эмоциональных движений. Попробуй, если предрассудки повседневности и дурные навыки ложной науки позволят тебе, попробуй мыслить наслаждение и страдание как два не только одновременных и параллельных движения, и именно не как параллель, а как единое совокупное переживание, которое есть одинаково и то и другое... Переживать музыку — значит рыдать над розами, светлыми и чистыми. О, возрыдай, восплачь! Чувствовать музыкально — значит смеяться и хохотать (ибо хохот и рыдание — одно: судорога), хохотать над свежими могилами, плясать с обнаженными скелетами, невинно и сладостно улыбаться при грохоте обваливающихся миров и воспевать пожарища вселенские."

           ( Лосев А.Ф. "Музыка как предмет логики")

           Итак, повторюсь, ибо это для меня очень важно - в поэзии должна быть собственная внутренняя музыка. У Елены Шварц нашла мысль, чётко выражающую моё представление об этом: 

          "И все же для меня предпочтительнее сложная и ломаемая, перебивчатая музыка стихов (похожая на музыку начала века, но не впадающая в звуковой распад совсем новейшей). Западная поэзия не смогла найти такую и тупо и покорно, как овца, побрела на бойню верлибра (плохой прозы). Другая крайность – искусственный классицизм. Мое предпочтение – грань между гармонией и додекафонией. Я мечтала найти такой ритм, чтобы он менялся с каждым изменением хода мысли, с каждым новым чувством или ощущением. 
           Чем сильнее собственная музыка поэзии, тем меньше она годится для пения. Поэзия отделилась не только от распева внешнего, но и от внешней религии. Она сама в себе и музыка и вера. Поэтическая индивидуальность оставляет свой след в каждом слоге, слове, строчке, это как национальность или возраст. 
           Когда-то Пиндар уснул на горе Геликон, родной Музам, и превратился в улей, изо рта его вылетели пчелы. Проснувшись, он стал сочинять стихи. Когда я проснусь, стихи разлетятся, как пчелы, кто куда, гудя и играя, и вполне заменят меня." 


           Оговорюсь, "искусственный классицизм" это совсем не "неоклассицизм", который мы с вами взялись создавать - это именно тот "дурной" классицизм, который за формой не замечает содержания и требует возрождения пушкинских времён. Термин "неоклассицизм", рождённый в процессе ноябрьской встречи в реале, отражает такое единство классической формы и современного содержания, которое только и может вывести современную русскую поэзию из дебрей западничества. 
           Итак, для меня термин "высокая поэзия" является синонимом настоящей добротной поэзии в духе неоклассицизма.

     

           Автор: Юлия Комарова


    0


    Ссылка на этот материал:


    • 0
    Общий балл: 0
    Проголосовало людей: 0


    Автор: Public
    Категория: Мастерская поэтов
    Читали: 229 (Посмотреть кто)

    Размещено: 15 мая 2013 | Просмотров: 792 | Комментариев: 5 |

    Комментарий 1 написал: NikiTA (16 мая 2013 18:00)
    Очень интересная статья.
    Заставляет задуматься. Прежде всего о своем собственном убийственном несовершенстве, о том, что на вещи надо смотреть реально и понимать - произведения, действительно проникающие в сознание и воздействующие на твои чувства, заставляющие сердце обрыдаться, настолько редки и ценны, что от этого порой становится невыносимо грустно.
    Но классика спасает!


    Комментарий 2 написал: Новалуцкая (16 мая 2013 20:18)
    Но с другой стороны, в погоне за совершенством уничтожается шарм дикаря ;)
    Мне неинтересны стихи Юлии Комаровой, но при этом я понимаю, что они потрясающе музыкальны. Я, читая их, ловлю себя на пустой трате времени. И, чёрт побери, одновременно восторгаюсь переливами слов и чарующей мелодикой.



    --------------------

    Комментарий 3 написал: NikiTA (16 мая 2013 23:52)
    Вот когда бы я еще почитала стихи Юлии Комаровой?
    Да, прямо сказать, впечатление двоякое, но что-то определенно есть, даже в большей мере есть желание донести свои чувства.
    Вот, бывает, задумаюсь о нашей современной поэзии, и не могу даже найти что-то действительно ценное, вот по-настоящему, без раскруток, рэйтингов, проталкиваний, моды и т.д. Может это придирки, занудство и все не так плохо? Не знаю, клянусь. Либо какая -то красота станет видна лишь в будущем, а пока.... Вот просто интересно, у кого-нибудь еще бывают такие мысли?


    Комментарий 4 написал: Новалуцкая (17 мая 2013 08:12)
    По настоящему ценное... я нашла для себя. Наш профи Зонов, например.
    Стихи Воробьёва на форуме публиковала.
    За последние 2 года я открыла около десятка авторов, которых читаю с удовольствием и интересом. Просто места надо знать рыбные :))



    --------------------

    Комментарий 5 написал: NikiTA (17 мая 2013 18:33)
    Отправляюсь на поиск рыбных мест!:))))

    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
     
     

     



    Все материалы, публикуемые на сайте, принадлежат их авторам. При копировании материалов с сайта, обязательна ссылка на копируемый материал!
    © 2009-2018 clubnps.ru - начинающие писатели любители. Стихи о любви, рассказы.