«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 





-- Материальная помощь сайту --

--Бонус | Партнеры--



Сейчас на сайте:
Пользователей: 0
Отсутствуют.

Роботов: 1
Googlebot

Гостей: 10
Всех: 11

Сегодня День рождения:

  •     byalchik (18-го, 28 лет)
  •     ДжонВ (18-го, 22 года)


  • В этом месяце празднуют (⇓)



    Последние ответы на форуме

    Дискуссии О культуре общения 155 NikiTA
    Стихи Мои стихи Кигель С.Б. 1863 Кигель
    Стихи молчание - не всегда золото 250 Filosofix
    Флудилка Время колокольчиков 198 Герман Бор
    Флудилка Курилка 1954 Герман Бор
    Обсуждение вопросов среди редакторов сайта Рабочие вопросы 517 Моллинезия
    Флудилка Поздравления 1635 Герман Бор
    Стихи ЖИЗНЬ... 1600 Lusia
    Организационные вопросы Заявки на повышение 775 Моллинезия
    Литература Чтение - вот лучшее учение 139 Lusia

    Рекомендуйте нас:

    Стихи о любви. Клуб начинающих писателей



    Интересное в сети




     

     

    -= Клуб начинающих писателей и художников =-


     

    Три кита настоящей поэзии

    Ритм и рифма, безусловно, являются важными признаками в классическом стихосложении (классическим здесь я называю силлабо-тоническую систему русского стиха). Но не менее важными становятся и эмоционально-смысловые признаки, свойственные любой художественной речи. К таковым филологи относят с о д е р ж а т е л ь н о с т ь,    п о н я т н о с т ь      и      в ы р а з и т е л ь н о с т ь – три кита настоящей поэзии!

     

    Не хочется оперировать официальными лексическими терминами – для неспециалистов толку от них мало. Поэтому буду рассуждать по-простому и приводить самые доступные примеры, как говорится, «объяснять на пальцах».

     

    Чтобы стихотворение нашло свой отклик у читателя, не оставило его равнодушным, оно должно соотноситься с его реальными переживаниями. Ну, например, человек, ни разу не испытавший чувства влюбленности, вряд ли поверит поэту, изливающему душу в образах «окрыленности», «жертвенности», «бессонницы» и т.д. Это как в еде: нравятся ли вам блюда, которых вы не пробовали? Однако, если гурман заранее знает историю блюда, его состав, особенности приготовления, то он может испытать гораздо более яркие эмоции во время первой пробы.

     

    Так и содержательность художественного произведения, с одной стороны, ее отсутствие может привести к непониманию произведения читателями. Но, с другой стороны, если поэт сумел преподнести объект поэзии через образы, вероятнее всего, знакомые неискушенному читателю, то он достигнет успеха.

    Давайте сравним пейзажные строки о рассвете в горах (сразу оговорюсь, что все примеры стихов – мои авторские, поэтому ссылку на авторство дублировать не буду):

     

    1-й вариант:

    Ткань цвета электрИк

    Подернута сусалью.

    Серебряный ледник

    Выводит дифирамб...

    Замшелый лесом пик

    Бьет небо вертикалью,

    И солнца сердолик

    Льёт спектр на эстамп.

     

    2-й вариант:

    Глянь наверх! Синева

    Уж разбавлена златом!

    Серебристый ледник

    На рассвете дрожит.

    И горы голова

    Изумрудным булатом

    Делит солнечный блик,

    Разноцветьем расшит.

     

    Теперь давайте рассуждать: насколько содержательным для вас оказался первый стих? Многим ли удалось встретить утро в горах? Не думаю. Но какая из поэтических картин стала вам ближе и ярче? Могу предположить, что – вторая. И вопрос здесь даже не в том, что вы никогда не видели рассвета в горах, а в том, что первое стихотворение перегружено малопонятными словами, которые за сложностью содержания начисто лишают стих образности. Нет, на мой взгляд, 1-й вариант также наполнен изысканными метафорами и эпитетами. Но тех, кто не знает значений слов «электрик», «сусаль», «дифирамб», «сердолик», «спектр», «эстамп», это стихотворение, скорее всего, оставит равнодушными. Второе же стихотворение, с точки зрения образного восприятия, гораздо проще, и потому будет ближе большему числу читателей.

     

    Можно также сравнить это явление с объяснением законов физики. В процессе, изображенном формулами, разберутся только специалисты. А можно описать процесс бытовым языком, чтобы было понятно всем. И здесь немного окунусь в психолингвистику. Дело в том, что на психическом уровне понимание, осознание нового приходит тогда, когда человек может изобразить новое явление или процесс с помощью уже существующих у него элементов знания. Грубо говоря, для человека, не знающего алфавит, значение написанного слова обнуляется – это просто набор графических символов.

     

    В этом, собственно, и заключается содержательность поэзии. Стихотворение не должно быть примитивным (в плане использования бытовой речи), но смысл желательно донести до читателя через вещи знакомые и понятные. В этой связи хочу еще напомнить о стереотипах: не стоит их путать с содержательностью. Художественные штампы делают произведение не содержательным, а скучным, вызывая примерно такие отклики читателей: «Что это за стих?! Да я также могу написать!»  

     

    Также на восприятие художественного произведения влияет свойство речи, именуемое понятностью. Этот термин в данном случае не равен содержательности. Речь идет о том, что произведение должно быть написано с учетом правил русского языка: орфографии и пунктуации, грамматики, лексикологии, стилистики, поэтики и т.д.

     

    Самое распространенное среди начинающих поэтов убеждение в том, что соблюдение правил синтаксиса в стихах не является обязательным. Приведу всем давно знакомый, но красноречивый пример из мультика: «Казнить нельзя помиловать»... Думаю, что комментарии здесь излишни. Знаки пунктуации придумали не для того, чтобы заморочить голову «юным» поэтам, а для полноценной трансляции речи. Если Вам сложно расставить запятые в стихотворении, попробуйте самый простой метод правки: удалите все абзацы, превратив строки стихотворения в прозаический текст, а после этого вычитайте его сами или используйте кнопку «правописание» в текстовом редакторе.

     

    Другие правила языка не менее важны для правильного понимания произведения читателями. Большое внимание поэтам надо уделять семантике слов, то есть их значениям. Для этого есть масса словарей и онлайн ресурсов. Ошибки в использовании слова или различных производных словоформ бывают очень обидны: «между нами лежат особенности», «нетерпимый холод руки жжет», «я вернулась заново» и т.д. И, поверьте, дорогие начинающие поэты, такое «безобразие» очень легко отличить от неологизма (о новообразованных словах я хочу рассказать вам позже).

     

    Часто встречаю в непрофессиональной поэзии такие ляпы (особенно с применением деепричастий): «ища свой дом»; «нам весело было, к поляне идя», «я буду скучать от тоски» и др. Красоты и своеобразия такие глупости произведению не добавляют.

     

    А вот что делает стихотворение необычным, притягательным и ярким, так это выразительность! Это эмоциональная сила произведения! Это влияние на чувства и мысли читателя с помощью средств речевой выразительности, которые способны обогатить ощущения от прочитанного.

     

    Выразительность художественного произведения непосредственно связана с созданием образа. Образность – это  живость, наглядность, красочность изображения, что является неотъемлемым признаком любого вида искусства, как эстетического образца.

     

    Опять обращусь к основам психолингвистики.

    Механизм формирования образа часто сиюминутен и непосредственно связан с уровнем интеллектуального и эмоционального развития человека. Например, стихотворение о «грязных политических технологиях» у взрослого, социально активного человека может вызвать не только эмоциональную реакцию протеста, но даже и некоторые соматические сигналы – раздражение или гнев, сопровождаемые учащением пульса, повышением давления, гиперемией кожных покровов (покраснением). Подростка такое стихотворение может вообще не тронуть, поскольку у него не завершен процесс социализации, и политические проблемы общества его волнуют, в данный момент, гораздо меньше, чем первая любовь. На человека пожилого такое стихотворение может иметь влияние совершенно иное – наплыв воспоминаний о «другом политическом режиме» спровоцирует подавленное состояние.

     

    Таким образом, поэт, работая над стихотворением, должен понимать, что не всегда очевидные вещи вызывают типовую реакцию у читателей. У каждого формируется тот образ, который сопряжен с его личным опытом, его ощущениями и переживаниями.

     

    Но все-таки есть укрупненные формы художественного воздействия – это так называемые средства речевой выразительности.

     

    Примером фонетических средств выступают, например, ассонанс, аллитерация и звукопись. Это воздействие на читателя на уровне звука, фонемы. Разная концентрация звуков в тексте, виды их группировки, повторов или контраста имеют не всегда ярко выраженное, но важное значение. В одном случае, они помогают обогатить стихотворение эффектом звукоподражания (крик птиц, шум воды, звук разбитого стекла и др.). В другом случае,  работа над фонетическим наполнением произведения дополнительно акцентирует внимание читателя на важных фрагментах, или, наоборот, сглаживает внимание.

     

    Прочитав стихотворение, обогащенное фонетически, читатель может не распознать этих методов, но он обязательно заметит, что «стихотворение о море так и шумит волной прибоя» или «эти строки о гибели родного человека кричат от боли». Поэту не стоит недооценивать фонетику, ведь, в первую очередь, человеческий слух и разум воспринимает не слова, а именно звуки.

     

    Интонационные средства выразительности лежат в основе мелодики стихотворения. Сфера мелодики в современном стихосложении малоизученна, поэтому могу опираться только на исследования Б.М. Эйхенбаума. Он выделил три основных типа интонации стиха: декламативный, напевный и говорной. Также он дал характеристику промежуточным формам стиховой интонации: элегия (между декламативным и напевным) и послание (между декламативным и говорным). Мелодика зависит и от выбранного ритма стихотворения, и от композиции, и от синтаксиса, и от строфики, и даже от содержания и лексики. Тема эта очень сложная, поэтому углубляться не буду. Скажу только, что технически безупречно построенное стихотворение может стать «литературным отщепенцем», если его содержание находится в ссоре с мелодикой.

     

    Например, как Вам такое «произведение»?

     

    Встану утром рано.

    Тапочки обую.

    На сердечке раны

    Пивом забинтую.

    Пусть сияет солнце

    Яркими лучами.

    Водку на оконце

    Буду пить ночами.

     

    Можете улыбнуться! Это, конечно, не поэзия, а пародия на нее! Но зато – хороший пример нарушения правил мелодики.

     

    Наиболее интересными в своем разнообразии и возможности применения  выступают, на мой взгляд, логико-понятийные средства выразительности. К ним относят фигуры речи, то есть тропы и стилистические фигуры. По сути, это использование необъятного спектра переносного, иносказательного смысла слов и их сочетания. Ну, кто еще не знаком с такими тропами, как: эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, гипербола, литота, аллегория? Наверняка, знакомы вам и стилистические фигуры: антитеза, анафора, эпифора, зевгма, плеоназм, градация, тавтология, инверсия, риторический вопрос или обращение... И это только самые-самые распространенные фигуры речи, их огромное количество! И все они могут стать чудесными помощниками в арсенале поэта.

     

    Но в чем же заключается их суть?

    Практически все они основываются на непрямом значении слов, так сказать, на искаженном, недословном их применении. Опять вспоминаем семантику. Каждая речевая единица (помимо основных содержательным частей речи, даже союз или предлог!) имеет свой прямой смысл. Но смысл этот, на самом деле, не буквален, а основывается на выделении неких признаков. Попробую объяснить, что это значит.

     

    Давайте возьмем слово «молодой». Его прямое значение – находящийся в начале жизни, проживший мало времени (молодой человек, молодая мама). Основные признаки здесь: 1) жизнь, существование, бытность – в значении времени; 2) ранний отрезок времени, расположенный недалеко от начала.

    Мышление человека способно расширять значения слов, привнося в них некий новый смысл, который, однако, не отклоняется от основных признаков. И вот мы видим новую семантику слова «молодой» – новый, недавно появившийся или изготовленный (молодое вино). Дальше мы можем выстроить целую цепочку смысловой трансформации: молодой месяц, молодой город, молодая профессия, молодые легенды... Все это – переносные значения слова, которые вполне понятны носителям языка.

     

    В этом механизме поэту открывается безграничное поле для творчества, он может сделать молодым и путь, и гнев, и стул, и всё, на что ему хватит фантазии! Смысл при этом будет опираться не на первичную семантику, а на ключевые признаки.

    Но здесь психолингвисты выделяют определенную трудность, которая связана с качеством образных ассоциаций.

     

    Например, строки:

    Ива на покатом берегу

    Мне напомнит первого учителя!

    К ней навстречу радостно бегу,

    Память в сердце бережно спасительна!

     

    Что имеется в виду под сравнением учителя с ивой? Спокойный характер? Грусть? Длинные волосы? Способность обнять и пожалеть? Защитить, подарив густую тень в жаркий день? Куда заведет фантазия каждого отдельного читателя? Ответ прост, он будет искать сходство ивы с собственным первым учителем. А если мой первый педагог была настоящей фурией?!.. Найду ли я это сходство? Вряд ли! И стих останется мне совершенно чужим и непонятным, вызовет лишь недоумение.

     

    Так уж устроено человеческое мышление: сначала мы примеряем что-то новое на себя, на то, что нам уже знакомо. И если ассоциации совпадают, то все хорошо – подсмысл нам откроется. Если же нет, то стихотворение будет воспринято искаженно, или вовсе не будет понято.

     

    Конечно, нельзя винить автора в таком узко личностном подходе к значению слов. Но в силах поэта изменить ситуацию, не отходя от выбранного образа.

    Ива грустная, седая на покатом берегу

    Мне напомнит первого учителя!

    К ней навстречу радостно бегу,

    Память в сердце бережно спасительна!

    Грубый пример, но, ведь правда, смысл становится ближе и понятнее!

     

    Еще вспомнила частые ошибки начинающих поэтов в формировании иносказательных смыслов, когда в словосочетании слова меняются местами, нарушая при этом признаковую функциональность. Сложное определение, но я попробую объяснить, что это такое.

     

    Пример: «глаза синевы» - вместо «синева глаз», «море ткани» - вместо «ткань моря», «аромат силы» - вместо «сила аромата»... Я для себя назвала это инверсией вещности. При такой ложной инверсии возникает нарушение зависимости слов и, как следствие, нарушение ассоциации по признаку: «синева глаз» – это синий цвет глаз, а вот «глаза синевы» – что за анатомия монстров? «Сила аромата» – степень выраженности аромата, а «аромат силы» приводит в ужас – чем пахнет сила?  В общем, есть над чем посмеяться и поработать. Хотя, вспоминаю, у символистов и футуристов это эпатажное нарушение было нормой.

    Рассказывать о тропах и стилистических фигурах можно очень долго, каждый из них заслуживает отдельной беседы.

     

    Но вернемся к нити моего рассуждения: что я этим всем хотела сказать?

    Грамотная техника стихосложения включает не только работу с рифмой и ритмом, но и тщательную проработку произведения на факт содержательности, понятности и выразительности! Я уверена, что приручив этих трех китов, вы существенно повысите качество вашей поэзии и обязательно найдете своих восхищенных читателей!

    Всем желаю творческих успехов!

     

    P.S. Если у вас есть вопросы или уточнения, я открыта к общению!

    Добро пожаловать!

     


    0


    Ссылка на этот материал:


    • 0
    Общий балл: 0
    Проголосовало людей: 0


    Автор: Selena Gugo
    Категория: Мастерская поэтов
    Читали: 220 (Посмотреть кто)

    Размещено: 19 августа 2013 | Просмотров: 963 | Комментариев: 3 |

    Комментарий 1 написал: johnny-max-cage (21 августа 2013 17:02)
    Селена! Здравствуйте! Надо возобновить школу поэтов под Вашим руководством! :)
    Очень очень интересная статья, содержательная и полезная!
    Единственное, что вызвало во мне протест, это то, что только реальные переживания в стихах могут найти отклик у читателя.
    Я тут собрался написать стих про встречу со стихийным духом и призраком заброшенной усадьбы! Теперь, чтобы убедить читателя в реальности происходящего придётся пойти на крайние меры - отправиться в заброшенный дом и запечатлеть привидение на видеокамеру! wink

    А вообще очень занимательную информацию для себя почерпнул!


    Комментарий 2 написал: дальневосточник (22 августа 2013 04:26)
    Вот так вот живёшь-живёшь с собой в ладу,а потом почитаешь умных людей и поймёшь, что помрёшь дураком!!!


    Комментарий 3 написал: Selena Gugo (22 августа 2013 05:24)
    johnny-max-cage,
    Большое спасибо, что не оставили без внимания мою писанину, да еще на комплименты не поскупились! Приятно!
    Что касается реальности переживаний, Вы немного не поняли. Речь идет не о том, что писать надо только о реальных событиях, а о том, что описывать их надо через образы, которые близки читателям. Встречу с привидением можно описать через ощущение страха, ужаса... НЕ встречала еще людей, которые ничего не боятся! Ощущение незащищенности в темноте, безысходности, например, или беспомощности перед необъяснимой стихией. Разве же это оставит читателя равнодушным?! На мой взгляд, эти проявления инстинкта сохранения жизни - самые яркие и близкие любому человеку.
    Так что, успехов Вам в написании!
    Цитата: johnny-max-cage
    Надо возобновить школу поэтов под Вашим руководством!

    НЕ-не-не, увольте, будьте добры! Какой из меня преподаватель?! Сама-то еще учусь!

    дальневосточник,
    благодарю, что заглянули и не поленились прочитать. Даже не знаю, как отнестись к Вашему комментарию... С одной стороны рада комплименту, с другой стороны, расстроилась: что-то я не так написала, раз вы пришли к такому нелестному заключению... ))) Не надо умирать и, тем более, дураком))) Живите и творите для нас! Мне очень нравятся Ваши стихи!



    --------------------
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
     
     

     



    Все материалы, публикуемые на сайте, принадлежат их авторам. При копировании материалов с сайта, обязательна ссылка на копируемый материал!
    © 2009-2018 clubnps.ru - начинающие писатели любители. Стихи о любви, рассказы.