Ребенок познает окружающий мир через игрушки. В игре он учиться разговаривать и общаться, читать и считать, петь и рисовать, правильно вести себя в разных ситуациях... Но игры нужны не только детям. В высшем образовании и даже в бизнесе есть устойчивая тенденция использования игровой формы взаимодействия для получения новых знаний, умений и навыков.
Игра существенно отличается от конкретного вида деятельности, который она имитирует, тем, что важен не результат, а сам игровой процесс. Это, по сути, моделирование деятельности, во время которого включаются интеллектуальные и творческие механизмы. И чем чаще мы будем их включать, тем проще нам будет управлять ими в реальной обстановке.
Кому же, как не поэтам, необходимо максимально активизировать эти самые механизмы и научиться сознательно их регулировать?!
Многие начинающие поэты говорят, что «пишут душой и сердцем», то есть, по сути, не работают с текстом стихотворения, а записывают то, что «пришло само по себе». Но если речь идет не о гениях (которые рождаются достаточно редко!), а об одаренных людях, то, надо заметить, что любой запас одаренности исчерпаем в том случае, когда нет развития данного природой (или генами) таланта. Самовыражение – это, конечно, здорово, но это априори ограничение рамками личных эмоций! А настоящий поэт, на мой взгляд, должен нести еще и некую социальную миссию, отражая в своих стихах не только свои личные ощущения, но и целый мир!
Любое развитие начинается с познания и переосмысления опыта предыдущих поколений, в нашем случае, истории и теории стихосложения. Поэтому сегодня я задалась целью узнать и рассказать вам как можно больше о литературных играх.
Литературная игра для поэтов – это, в первую очередь, творческая работа над созданием нового уникального произведения на основании заданных игровых условий. Условия эти могут быть самыми разными – тема, жанр, стиль, строфика, размер стиха и другие параметры и их вариации.
Поэтические игры могут быть индивидуальными, когда поэт сам ставит себе конкретное задание (например, написать три сонета – о любви, разлуке и ненависти с применением в каждом из них ключевого слова, например, «вода»; или рассказать веселую историю из жизни в форме лимерика и т.д.).
Но наиболее интересными являются все-таки игры коллективные, когда среди участников игры, безусловно, есть элемент соревнования. Любой конкурс – это вообще хороший мотиватор роста!
Оценка игровых работ, на мой взгляд, должна опираться на следующие критерии (частично сошлюсь на свою предыдущую статью о «трех китах поэзии»):
1) соответствие заданным условиям игры;
2) содержательность (изложение темы, интеллектуально и эмоционально доступное читателям; унисон или, наоборот, резонанс с читателями);
3) понятность и чистота исполнения (соблюдение правил русского языка и техники стихосложения);
4) выразительность (образность, настроение, применение различных средств речевой выразительности);
5) оригинальность и креатив (нестандартный подход к выполнению игровой задачи).
Начала с конца – с оценки игроков – не случайно! Ведь это не только критерии оценки, но и, собственно, цель поэтической игры:
– научить поэтов работать, а не «писать душой и сердцем»,
– повысить качество работ (конечно, не сразу, а со временем),
– быть неповторимым, оригинальным в условиях жесткой конкуренции.
На просторах интернета есть огромное количество литературных клубов и сообществ, все они проводят игры и конкурсы, перечислить которые крайне затруднительно из-за их разнообразия и многочисленности.
Но есть все-таки несколько игр, которые сейчас считаются уже классикой игрового жанра и признаком хорошего тона для поэтических сообществ. Итак, это:
- буриме,
- акростих,
- тавтограмма,
- сонет Цурэна,
- бескрылка,
- стихи на музыку,
- стихи на картину.
Буриме – это литературная игра, в которой игрокам задаются необычные рифмы, как правило, не ассоциирующиеся с конкретной темой или сюжетом. В буриме может быть задана тема, но это бывает редко. В семнадцатом веке малоизвестный французский поэт Дюло составил заготовки рифм для трехсот сонетов, а его друзья решили помочь ему в их написании по готовым рифмам. Так и родилась поэтическая игра буриме. В конце девятнадцатого века Александр Дюма (отец) опубликовал книгу стихов, написанных более чем тремя сотнями участников организованного им конкурса буриме. В России буриме долго было развлечением в литературных салонах, и лишь в 1914 году после массового конкурса, проведенного Николаем Шебуевым (поэтом и редактором журнала «Весна»), начало приобретать популярность.
Современные формы буриме приобретают новые условия и формы. Может быть ограничена тема или жанр, размер или строфика, но неизменным остается требование к буриме о смысловой сложности задаваемых рифм. То есть игровые рифмопары не должны даже намекать на сюжет, повышая, тем самым, вариативность итоговых работ. Также в буриме ценятся разнородные и составные рифмы, а также рифмы в разных формах склонения и спряжения. В тоже время организатор игры должен подойти к составлению задания с полной серьезностью. Ему необходимо продумать баланс ударности рифм и возможность их строфической композиции (иначе получится исключительно астрофическое стихотворение).
Интересной формой литературной игры является написание акростиха, имеющего очень древнюю историю и появившегося в России лишь в семнадцатом веке. Написание акростиха требовало от поэта того времени огромной эрудиции и начитанности, поэтому первые успешные попытки предпринимались монахами, которые были очень образованными.
Такой вид стиха рассчитан на визуальное восприятие: чтение, а не слушание, так как особенностью его является «вертикальная строка», которая складывается из первых букв обычных стихотворных строк. Это может быть одно слово или фраза, иногда бывают даже целые предложения. Акростих в некоторых случаях использовался как, своего рода, «шифровка влюбленных» - ведь неискушенный читатель часто не обращает внимания на первые буквы строк! Очень здорово выглядят в качестве акростихов загадки для детей. Интересной разновидностью акростиха является абецедарий, первые буквы строк которого являются алфавитной последовательностью.
Поэтическая игра на написание акростихов заключается в том, чтобы написать стихотворение с использованием заданной «вертикальной строки». То есть, куратор игры продумывает слово или фразу (единую для всех участников), буквы которой должны стать первыми буквами строк стихотворения. Важно, чтобы в задании не оказалось букв, с которых слова не начинаются – это Ъ, Ь, Ы, а также надо исключить знаки препинания. Казалось бы, что тут сложного?! Любые рифмы, любой ритм, подумаешь – первые буквы! Но на самом деле, это достаточно сложное условие (советую попробовать).
Пример акростиха:
Корявые строки вдруг станут немного ровнее.
Ленивая рифма вернется во мрак забытья,
Унылые строфы окажутся ярче, острее –
Бывалый читатель в гостях - это радость моя!
Не надо в столе от читателей прятать стишата,
Поэт-новичок – приняла тебя наша семья!
С рождением в клубе! Сначала всегда страшновато!
Хороших идей, чистых ритмов тебе у руля!
По аналогии с акростихом большой интерес в качестве игрового задания всегда вызывали тавтограммы – стихотворения, все слова в которых начинаются с одной заданной буквы.
Пример строк тавтограммы:
Оля около окна
Опечалена одна.
Для выполнения такого игрового задания требуется не только стихотворческое мастерство, но и большая эрудиция. Хотя для робкого начала не воспрещается работать и со словарями.
Интересное и достаточно молодое явление в литературных играх и конкурсах представляет собой сонет Цурэна. В повести братьев Стругацких «Трудно быть богом» был такой эпизодический персонаж Цурэн Правдивый. Так вот, в тексте приведена всего одна строка из его последнего сонета: «Как лист увядший падает на душу». Удивительно, но эта строка стала источником огромного количества конкурсов на лучший сонет, начинающийся с этой строки. А в восьмидесятых годах такое задание давали даже на вступительных экзаменах на филологический факультет Ленинградского государственного университета!
Пример сонета Цурэна (автор А.Киселёв):
Как лист увядший падает на душу,
Так и душа, увянувшим листом,
Уже не тщится мерный ритм нарушить
В круженьи дней, бессмысленно-пустом.
Душа моя, скиталица больная!
Что твой полёт бесчувственной судьбе?
Все муки Ада и блаженства Рая
Когда-то были ведомы тебе,
И был твой отблеск – в каждом человеке,
И твой огонь – был частью их огня...
Но мы живём, увы – не в лучшем веке,
И Судный день – светлей любого дня.
Ужасный век. Ужасные дела.
Душа моя! Ты выжжена. До тла.
Также среди юных литературных игр хочу выделить игру в бескрылки. Бескрылка - это маленькое стихотворение, чаще всего, четверостишие, в котором пропущена последняя (реже другая) строка, называемая крылом. Эта скрытая строка является афоризмом, крылатой фразой или известной строкой из популярного стихотворения или песни. Задача игроков – отгадать это самое крыло, которое соответствует стихотворению по смыслу, рифме и точно по размеру. Автором этой игры, родившейся в 1998 году, является Олег Пелипейченко из Харькова.
Пример бескрылки (автор С.Шоргин):
Посетитель в орбитальном музее –
Через век, а, может, два или три –
Скажет вдруг, на развалюху глазея:
«______________________________».
(Ответ: «Как прекрасен этот мир, посмотри»)
Но если изначально игра заключалась в отгадывании крыла, то сейчас я уже не раз встречала конкурсы для поэтов, где ставилась задача именно написать качественную бескрылку. Очень интересная и похвальная находка! (Кстати, я просмотрела рубрику игр в клубе и нашла игру – дальнюю родственницу бескрылки именно в таком ключе, это игра «Народная мудрость»).
Также не могу пройти мимо еще двух видов игр, которые похожи по правилам, но включают разные мотиваторы творчества. Это написание стихов на заданную музыку или картину. Не смотря на похожесть этих игр, есть между ними громадная разница. Стихи на музыку писали очень давно, процесс необыкновенно сложен! А вот подписи к картинам – новая тенденция и пока не очень трудная. Такие игры могут дополняться различными условиями по технике стихосложения, но изначально они призваны развивать эмоциональную восприимчивость вкупе с работой в узких тематических рамках.
Скажу по собственному опыту, написание стихов по картинкам стало мне большой подмогой в развитии, нечто вроде зарядки по утру. И такая зарядка позволила мне со временем зарабатывать на заказных стихотворениях. А вот написание стихов на музыку занимает очень много времени и сил, ведь музыку надо не просто услышать, а разложить ее на такты и найти аналог в стихотворном размере. Но результаты превосходят все ожидания. Хотя на многих ресурсах такую игру дают в упрощенном варианте – никаких тактов не нужно, только эмоции и ассоциации.
Ну, что еще хочу сказать на тему литературных игр?!
Их огромное множество, и каждая интересна по-своему.
Вся наша жизнь – игра!
___Играйте и живите!
___Глубины и высоты покорив,
___Разумное и светлое несите –
___Единый слова и души порыв,
_______И музыки игра!
_______Сердец не слышно стука –
_______Теперь они молчат, боясь спугнуть
_______Играющие на оргАне руки,
_______Наполненную жизнью грудь.
_______А жизнь мудра!