«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 





-- Материальная помощь сайту --

--Бонус |

Сейчас на сайте:
Пользователей: 0
Отсутствуют.

Роботов: 2
YandexGooglebot

Гостей: 25
Всех: 27

Сегодня День рождения:

  •     evgen (19-го, 46 лет)
  •     Ксюха Ммм (19-го, 30 лет)


  • В этом месяце празднуют (⇓)



    Последние ответы на форуме

    Стихи Мои стихи Кигель С.Б. 2121 Кигель
    Книга предложений и вопросов Неполадки с сайтом? 186 ПисательЛюбитель
    Флудилка Курилка 2120 ПисательЛюбитель
    Книга предложений и вопросов Советы по улучшению клуба 514 ЭрИк Уиндеман
    Флудилка Поздравления 1729 Lusia
    Литературные игры Игра \"Фразёр\" 788 Lusia
    Дуэли ОТКРЫТАЯ ДУЭЛЬ №58 \"СОКРОВИЩА ВАРГИ\" (ПРОЗА) 15 Бойко Татьяна
    Проза Двойники 0 Lusia
    Стихи ЖИЗНЬ... 1616 Lusia
    Дуэли Предлагаю дуэль \"Сокровища Варги\" 30 ЭрИк Уиндеман

    Рекомендуйте нас:

    Стихи о любви. Клуб начинающих писателей



    Интересное в сети




     

     

    -= Клуб начинающих писателей и художников =-


     

    Справочник по стихосложению

    Системы стихосложения

    Стихосложение (версификация) – совокупность основных принципов и правил, в соответствии с которыми производится построение стихотворной речи.

    <!--

    Стихотворная речь – разновидность мерной речи, характ

    -->

    Размеры стиха

    Наиболее распространены двусложные и трехсложные размеры, но не стоит думать, что ими все и ограничивается. Существуют и сверхдлинные размеры (от четырех слогов и выше), хотя далеко не все авторы используют их.

    Двусложные размеры

    Хорей - двусложный размер с ударением в стопе на первом слоге (схема стопы хорея —È), а в строчке в целом - на первом, третьем, пятом, седьмом и т.д. (Следует помнить, что возможны пропуски ударений на отдельных слогах и образование стоп пиррихия)

    В небе тают облака,
    И, лучистая на зное,
    В искрах катится река,
    Словно зеркало стальное.

    ÈÈÈ
    ÈÈÈÈ
    ÈÈÈ
    ÈÈÈÈ

    Ямб - двусложный размер с ударением в стопе на втором слоге (схема стопы ямба È—), а в стихе в целом - на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д.

    Опять стою я над Невой,
    И снова, как в былые годы,
    Смотрю и я, как бы живой,
    На эти дремлющие воды

    ÈÈÈÈ
    ÈÈÈÈÈ
    ÈÈÈÈ
    ÈÈÈÈÈ

    Трехсложные размеры

    Дактиль - трехсложный размер с ударением в стопе на первом слоге (схема стопы дактиля —ÈÈ), а в стихе в целом - на первом, четвертом, седьмом, десятом, тринадцатом и т.д.

    Как хорошо ты, о море ночное,-
    Здесь лучезарно, там сизо-темно...
    В лунном сиянии, словно живое,
    Ходит, и дышит, и блещет оно.

    ÈÈÈÈÈÈÈ
    ÈÈÈÈÈÈ
    ÈÈÈÈÈÈÈ
    ÈÈÈÈÈÈ

    Амфибрахий - трехсложный размер с ударением в стопе на втором слоге (схема стопы амфибрахия ÈÈ), а в стихе в целом - на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом и т.д.

    В песчаных степях аравийской земли
    Три гордые пальмы высоко росли

    ÈÈ ÈÈ ÈÈ È
    ÈÈ ÈÈ ÈÈ È

    Анапест - трехсложный размер с ударением в стопе на третьем слоге (схема стопы анапеста ÈÈ—), а в стихе в целом - на третьем, шестом, девятом, двенадцатом и т.д.

    Прозвучало над ясной рекою,
    Прозвенело в померкшем лугу,
    Прокатилось над рощей немою,
    Засветилось на том берегу.

    ÈÈÈÈÈÈÈ
    ÈÈÈÈÈÈ
    ÈÈÈÈÈÈÈ
    ÈÈÈÈÈÈ

    Пеоны

    До сих пор из классических размеров мы рассмотрели только 2- и 3-сложные, но это совсем не означает, что других просто не существует. Сегодня мы поговорим о пеонах , которые к цветам отношения не имеют, т.к. это - 4-сложная стопа с одним ударным и тремя безударными слогами. Как не сложно заметить, всего вариантов пеонов может быть 4:

    I—ÈÈÈ
    II ÈÈÈ
    III ÈÈÈ
    IV ÈÈÈ

    В силу своей тяжеловесности, пеоны достаточно редки в литературе, наиболее распространенным является III. Но начнем по порядку:

    I пеон впервые, возможно, был использован К.Д. Бальмонтом, который вообще тяготел к длинным строкам.

    Спите, полумертвые увядшие цветы,
    Так и не узнавшие расцвета красоты,
    Близ путей заезженных взращенные творцом,
    Смятые невидевшим тяжелым колесом.
    "Придорожные травы"

    Из пеонов II наиболее известно стихотворение "Фонарики" И.П.Мятлева

    Фонарики, сударики,
    Скажите-ка вы мне,
    Что видели, что слышали
    В ночной вы тишине?
    Так чинно вы расставлены
    По улицам у нас:
    Ночные караульщики,
    Ваш верен зоркий глаз!
    ...

    Третий же пеон имел большее хождение потому, что, начиная с Сумарокова, им писали в жанре подражания народной протяжной песне, в которой девушка или женщина (реже мужчина) изливали любовные страдания.

    Не грусти, мой свет! Мне грустно и самой,
    Что давно я не видалася с тобой, -
    Муж ревнивый не пускает никуда;
    Отвернусь лишь, так и он идет туда.
    А.П.Сумароков,1770

    Эту поистине благодатную почву использовали хоть по разу многие авторы. Вот еще ряд примеров: "Скучно, девушки, весною жить одной || Не с кем сладко побеседовать младой..." (А.А.Дельвиг,1824); "Зашумели над затоном тростники.|| Плачет девушка-царевна у реки..." (С.А.Есенин, 1914); "Буду плакать, буду суженого звать,|| Буду слезы на порошу проливать..." (А.А.Сурков,1930).

    Пеон IV впервые встречается у Бальмонта, однажды у М.А.Кузмина (Ау, Сергунька! серый кит осиротел.|| Ау, Сергунька, тихий ангел пролетел...); в 20 веке - у А.С.Кушнера:

    Одну минуточку, я что хотел спросить:
    Легко ли Гофману три имени носить?
    О, горевать и уставать за трех людей
    Тому, кто Эрнст, и Теодор, и Амадей.
    ...
    "Гофман"

    Несомненный плюс сверхдлинных размеров, к чему, собственно, и стремились авторы - создание напевной "изысканности русской медлительной речи", неспешности, позволяющей более обстоятельно поговорить на любые темы, не обращая внимания на время и и границы стиха. Это более приближает стихотворную речь к прозаической по существу, но оставляет ее поэтичной по форме. Рекомендую.

    Да, только не стоит путать трехстопный четырехсложник с шестистопным двусложником - слогов у них и одинаковое количество, но восприятие даже на слух позволяет обнаружить разность звучания.

    Рифма и её разновидности

    Рифма - повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском класическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха (клаузулы), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.

    В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах рифма бывает:

    Мужская - рифма с ударением на последнем слоге в строке.

    И море, и буря качали наш челн;
    Я, сонный, был предан всей прихоти волн.
    Две беспредельности были во мне,
    И мной своевольно играли оне.

    Женская - с ударением на предпоследнем слоге в строке.

    Тихой ночью, поздним летом,
    Как на небе звезды рдеют,
    Как под сумрачным их светом
    Нивы дремлющие зреют.

    Дактилическая - с ударением на третьем от конца строки слоге.

    Девочка во поле с дудочкой ивовой,
    чем ты поранила веточку вешнюю?
    Плачет у губ она утренней иволгой,
    плачет все горше и все безутешнее.

    Гипердактилическая - с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах.

    Леший бороду почесывает,
    Палку сумрачно обтесывает.

    Рифма точная и неточная

    Почему Незнайка был неправ, утверждая, что "палка - селедка" - тоже рифма? Потому, что он не знал, что на самом деле рифмуются не звуки, а фонемы (звук - частная реализация фонемы) (Р.Якобсон), которые обладают рядом различительных признаков. И достаточно совпадения части этих признаков, чтобы стало возможно рифменное звучание. Чем меньше совпадающих признаков фонемы, тем отдаленнее, тем "хуже" созвучие.

    Согласные фонемы различаются:
    1) по месту образования
    2) по способу образования
    3) по участию голоса и шума
    4) по твердости и мягкости
    5) по глухости и звонкости

    Признаки эти, очевидно, неравноценны. Так, фонема П совпадает с фонемой Б по всем признакам, кроме глухости - звонкости(П-глухая, Б-звонкая). Такое различие создает рифму "почти" точную: окоПы-осоБы. Фонемы П и Т различаются по месту образования (губная и переднеязычная). ОкоПе-осоТе - тоже воспринимается как рифменное звучание, хотя и более отдаленное.

    Первые три признака создают различия фонем более существенные, чем два последние. Можно обозначить различие фонем по трем первым признакам, как две условные единицы(у.е.); по двум последним - как одна. Фонемы, различающиеся на 1-2 у.е., созвучны. Различия на 3 и более единиц на наш слух созвучия не удерживают. Например: П и Г различаются на три у.е. (место образования - 2, глухость-звонкость - 1). И окоПы - ноГи едва ли можно считать в наше время рифмой. Еще меньше - окоПы - роЗы, где П и З отличаются на 4 у.е.(место образования, способ образования).

    Итак, отметим ряды созвучных согласных. Это, прежде всего, пары твердых и мягких: Т - Т', К - К', С - С' и т.д.; но к таким замещениям прибегают достаточно редко, так из трех пар рифм "откоС'е-роСы", "откоСы-роСы" и "откоСы-роЗы" более предпочтительны второй и третий варианты.

    Замещение глухих-звонких, пожалуй, наиболее употребительно: П-Б, Т-Д, К-Г, С-З, Ш-Ж, Ф-В (у боГа-глубоКо, изгиБах-лиПах, стрекоЗы-коСы, нароДа-налеТа).

    Хорошо отзываются друг другу смычные(способ образования) П-Т-К(глухие) и Б-Д-Г(звонкие). Соответствующие два ряда фрикативных Ф-С-Ш-Х(глухие) и В-З-Ж(звонкие). Х не имеет звонкого аналога, но хорошо и часто сочетается с К. Эквивалентны Б-В и Б-М. Весьма продуктивны М-Н-Л-Р в различных сочетаниях. Мягкие варианты последних часто сочетаются с J и В(России[россиJи]-сини-силе-красивы).

    Итак, завершая наш разговор о точной и неточной рифме, повторим, что точной рифма является тогда, когда гласные и согласные звуки,входящие в созвучные окончания стихов, в основном совпадают. Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах.

    (использованы материалы книги Самойлова Д.С. Книга о русской рифме,1982)

    Строки о строфах

    Строфа - от греч. strophe - оборот, кружение.

    На порядке расположения рифм в стихах основывается такая сложная ритмическая единица стихотворных произведений, как строфа.

    Строфа - это группа стихов с определенным расположением рифм, обычно повторяющимся в других равных группах. В большинстве случаев строфа являет собой законченное синтаксическое и семантическое целое - она содержит свою особую тему, которая меняется с переходом к другой строфе.

    Наименьшей из строф является двустишие. Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии прошлого были четверостишия, октавы, терцины.

    Существуют также строфы
    онегинские
    балладные
    одические
    сонеты
    триолет
    рондо
    лимерики

    Двустишие

    Двустишия бывают нестрофическими (не образуют отдельную строфу) и строфическими (отделяются пробелами от других).

    Нестрофические встречаются:

    В стихотворениях вольной рифмовки - в них используется смешение различных схем рифмовки (смежной, кольцевой, перекрестной) и нет разделения на строфу. Пары, создаваемые смежными рифмами, и есть наши нестрофические двустишия.

    Отечески пенаты,
    О пестуны мои!
    Вы златом не богаты,
    Но любите свои
    Норы и темны кельи,
    Где вас на новосельи
    Смиренно здесь и там
    Расставил по углам;
    Где странник я бездомный,
    Всегда в желаньях скромный,
    Сыскал себе приют.
    К.Н.Батюшков, Мои пенаты (отрывок)

    В александрийском стихе - твердая форма, пишется 6-стопным ямбом со смежной рифмовкой и регулярным чередованием пар мужских и женских рифм. Этот стих встречается в двух основных формах, между которыми, как обычно, есть переходные.

    Первая, свободная, в 18-м веке использовалась преимущественно в драматургии: реплики персонажей могут включать не только половины одного двустишия, но даже части одного стиха. Это действительно нестрофический стих. Но в пространных монологах пьес и особенно в поэмах и длинных стихотворениях проявляется тенденция к смысловой замкнутости двустиший, а иногда даже к объединению мужских и женских пар. Но в крупных произведениях множество двустиший создает определенное однообразие.

    Поэтому уже в 19 веке нередко использование свободной, отчетливо нестрофической формы александрийского стиха, либо с замыканием фразы в конце рифменной пары, либо с переносом ее в следующую.

    Мой голос для тебя и ласковый и томный
    Тревожит поздное молчанье ночи темной.
    Близ ложа моего печальная свеча
    Горит; мои стихи, сливаясь и журча,
    Текут, ручьи любви; текут полны тобою.
    Во тьме твои глаза блистают предо мною,
    Мне улыбаются - и звуки слышу я:
    Мой друг, мой нежный друг... люблю...твоя... твоя!..
    А.С.Пушкин, Ночь

    Строфические двустишия

    Строфические - четко замкнуты тематически, разделяются пробелами. Двустишная строфа требует лаконизма, ведь в 2 стиха надо уложить законченную мысль.

    Изменой слуга паладина убил:
    Убийце завиден сан рыцаря был.

    Свершилось убийство ночною порой -
    И труп поглощен был глубокой рекой.

    И шпоры и латы убийца надел
    И в них на коня паладинова сел.

    И мост на коне проскакать он спешит,
    Но конь поднялся на дыбы и храпит.

    Он шпоры вонзает в крутые бока -
    Конь бешеный сбросил в реку седока.

    Он выплыть из всех напрягается сил,
    Но панцирь тяжелый его утопил.
    В.А.Жуковский, Мщение

    Своеобразная форма двустишия - рифма-эхо: за длинным стихом следует короткий, чаще всего - одно слово. Такие двустишия обычно встречаются в стихотворениях шутливых и сатирических, хоть и не только в них. Например, у Маяковского в поэме "Хорошо!": "Кончайте войну!| Довольно!| Будет!| В этом| голодном году - || невмоготу.|| Врали:| "народа -| свобода,| вперед,| эпоха,| заря,..." - | и зря.||"

    Я не поэт - и, не связанный узами
    С музами,
    Не обольщаюсь ни лживой, ни правою
    Славою.
    Родине предан любовью безвестною,
    Честною,
    Не воспевая с певцами присяжными,
    Важными
    Злое и доброе, с равными шансами,
    Стансами,
    Я положил свое чувство сыновнее
    Все в нее.
    В.С.Курочкин, фрагмент.

    Четверостишие (катрен) - наиболее распространенный вид строфы, знакомый всем с раннего детства. Популярен из-за обилия систем рифмовки:

    Смежная - рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов).

    Выткался на озере алый свет зари,
    На бору со звонами плачут глухари.
    Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
    Только мне не плачется - на душе светло.

    Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб)

    Люблю грозу в начале мая,
    Когда весенний первый гром,
    Как бы резвяся и играя,
    Грохочет в небе голубом.

    Кольцевая(опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй - с третьим.(абба)

    Глядел я, стоя над Невой,
    Как Исаака-великана
    Во мгле морозного тумана
    Светился купол золотой.

    Октавой

    Октавой называется восьмистишная строфа, в которой рифмуется первый стих с третьим и пятым, второй стих - с четвертым и шестым, седьмой стих - с восьмым.

    Схема октавы: абабабвв

    В шесть лет он был ребенок очень милый
    И даже, по ребячеству, шалил;
    В двенадцать приобрел он вид унылый
    И был хотя хорош, но как-то хил.
    Инесса горделиво говорила,
    Что метод в нем натуру изменил:
    Философ юный, не смотря на годы,
    Был тих и скромен, будто от природы.

    Признаться вам, доселе склонен я
    Не доверять теориям Инессы.
    С ее супругом были мы друзья;
    Я знаю, очень сложные эксцессы
    Рождает неудачная семья,
    Когда отец - характером повеса,
    А маменька ханжа. Не без причин
    В отца выходит склонностями сын!

    Терцины

    Терцины (терцеты) - трехстишные строфы с весьма оригинальным способом рифмовки. В них первый стих первой строфы рифмуется с третьим, второй стих первой строфы - с первым и третьим второй строфы, второй стих второй строфы - с первым и третьим третьей строфы и т.д. Заканчивались терцины дополнительным стихом, рифмующимся со вторым стихом последнего трехстишия.

    Схема терцины:
    аба
    бвб
    вгв
    гдг
    дед
    и т.д.

    Терцины нельзя назвать строфами в точном смысле слова: они не обладают ни интонационной, ни смысловой завершенностью, но структура их все же строго повторяется, что-таки является признаком строфы.

    Широкую известность терцинам принесло произведение Данте Алигьери "Божественная комедия". Истинно русской строфой терцине так и не удалось стать: обычно она встречается в подражаниях Данте и стилизациях, как, например, у Пушкина:

    И дале мы пошли - и страх обнял меня.
    Бесенок, под себя поджав копыто,
    Крутил ростовщика у адского огня.

    Горячий капал жир в копченое корыто,
    И лопал на огне печеный ростовщик.
    А я: "Поведай мне: в сей казни что сокрыто?"

    Виргилий мне: "Мой сын, сей казни смысл велик:
    Одно стяжание имев всегда в предмете,
    Жир должников своих сосал сей злой старик

    И их безжалостно крутил на вашем свете."
    Тут грешник жареный протяжно возопил:
    "О, если б я теперь тонул в холодной Лете!

    О, если б зимний дождь мне кожу остудил!
    Сто на сто я терплю: процент неимоверный!" -
    Тут звучно лопнул он - я взоры потупил.

    Тогда услышал я (о диво!) запах скверный,
    Как будто тухлое разбилось яицо,
    Иль карантинный страж курил жаровней серной.

    Я, нос себе зажав, отворотил лицо,
    Но мудрый вождь тащил меня все дале, дале -
    И, камень приподняв за медное кольцо,

    Сошли мы вниз - и я узрел себя в подвале.

    Онегинская строфа

    Онегинская строфа - 14-стишие 4-х стопного ямба с рифмовкой abab ccdd effe gg, созданное А.С.Пушкиным ("Евгений Онегин" 1823 -31 г.); у других поэтов - как сознательное подражание.

    Балладная строфа

    Балладная строфа - строфа, в которой четные и нечетные стихи состоят из разного количества стоп. Используется в балладах.

    Наиболее распространены строфы из четырех четных анапестических стоп, и трех нечетных.

    Королева Британии тяжко больна,
    Дни и ночи ее сочтены.
    И позвать исповедников просит она
    Из родной, из французской страны.

    Но пока из Парижа попов привезешь,
    Королеве настанет конец...
    И король посылает двенадцаць вельмож
    Лорда-маршала звать во дворец.

    Одическая строфа

    Одическая строфа - строфа из десяти стихов, рифмуемых по схеме абабввгддг, употреблявшаяся в жанре торжественной оды.

    О вы, которых ожидает
    Отечество от недр своих
    И видеть таковых желает,
    Каких зовет от стран чужих,
    О, ваши дни благословенны!
    Дерзайте ныне ободренны
    Раченьем вашим показать,
    Что может собственных Платонов
    И быстрых разумом Невтонов
    Российская земля рождать.

    Сонет

    Сонет бывает итальянский и английский.

    Итальянский сонет - четырнадцатистрочное стихотворение, разделенное на два четверостишия и два заключительных трехстишия. В четверостишиях применяется или перекрестная, или кольцевая рифмовка, причем одинаковая для обоих четверостиший. Порядок чередования рифм в трехстишиях различен.

    Схема рифмовки в итальянских сонетах может быть, например, такова:

        абаб     или      абба
    абаб абба
    вбв вгв
    гбг гвг

    В примере использована третья схема - попытайтесь определить ее самостоятельно:

    Поэт! не дорожи любовию народной,
    Восторженных похвал пройдет минутный шум;
    Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
    Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

    Ты царь: живи один. Дорогою свободной
    Иди, куда влечет тебя свободный ум,
    Усовершенствуя плоды любимых дум,
    Не требуя наград за подвиг благородный.

    Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
    Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
    Ты им доволен ли, взыскательный художник?

    Доволен? Так пускай толпа его бранит
    И плюет на алтарь, где огонь твой горит,
    И в детской резвости колеблет твой треножник.

    Английский сонет - четырнадцать строк делятся на три катрена и одно двустишие.

    My mistress' eyes are nothing like the sun;
    Coral is far more red than her lips' red,
    If snow be white, why then her breasts are dun;
    If hairs be wires, black wires grow on her head.

    I have seen roses damask'd red and white
    But no such roses see I in her cheeks;
    And in some perfumes is there more delight
    Than in that from my mistress reeks.

    I love to hear her speak, yet well I know,
    That music hath a far more pleasing sound;
    I grant I never saw a goddess go;
    My mistress, when she walks; treads on the ground.

    And yet, by heaven, I think my love as rare
    As any she belied with false compare.

    Триолет

    Триолет (франц. triolet) - твёрдая форма 8-стишие с рифмовкой ABaA abAB, где стихи A и B повторяются как рефрены. Употребляются в лёгкой поэзии 15-18 вв.

    Рондо

    Рондо (франц. rondeau) - твёрдая форма, стихотворение в 15 строк с рифмовкой aabba, abbr, aabbar, где r нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова первой строки. Популярно в поэзии барокко и рококо.

    Лимерики

    Лимерики(лимрики) - пятистишия, написанные анапестом. Схема рифмовки - аабба, первая и последняя рифмы, как правило, повторяются. Третья и четвертая строки состоят из меньшего количества стоп.

    Широко известны лимерики стали благодаря Эдварду Лиру (1812-1888), который издал несколько книг стихов, написанных в жанре бессмыслиц. В стихах широко использовались каламбуры и неологизмы.

    В примере даны лимерики в переводе М.Фрейдкина.

    Непослушную внучку из Йены
    Бабка сжечь собралась как полено.
    Но заметила тонко:
    "А не сжечь ли котенка?"-
    Невозможная внучка из Йены.

    К удалому флейтисту из Конго
    Раз в сапог заползла анаконда.
    Но настолько отвратно
    Он играл, что обратно
    Через час уползла анаконда.

    Теплокровный старик из-под Кобо
    Чрезвычайно страдал от озноба
    И доху на пуху,
    И тулуп на меху
    Он носил, чтоб спастись от озноба.


    0


    Ссылка на этот материал:


    • 0
    Общий балл: 0
    Проголосовало людей: 0


    Автор: Мунь Шань
    Категория: Мастерская поэтов
    Читали: 330 (Посмотреть кто)

    Размещено: 21 мая 2010 | Просмотров: 2536 | Комментариев: 0 |
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
     
     

     



    Все материалы, публикуемые на сайте, принадлежат их авторам. При копировании материалов с сайта, обязательна ссылка на копируемый материал!
    © 2009-2019 clubnps.ru - начинающие писатели любители. Стихи о любви, рассказы.