Я долгое время думал о том, есть ли у моей жизни особенное предназначение, пока не понял, что его вообще не существует.
Кажущаяся вечной молодость подходила к концу.
И я, смирившись с происходящим, решил плыть по течению.
Сердце мое болело не переставая. Какое-то время я был до сумасшествия непреклонен. Принципиален. Уверен в будущем.
Потом до сумасшествия не стабилен.
Тем не менее, как бы ни было печально, это не история моей смерти…
К тридцати четырем годам я перестал быть циником, и стал нигилистом.
Для вас, возможно, эти понятия не различимы. Но это не так. Все зависит от того, насколько окружающее общество решит вас наказать.
Я был убежден, что цинизм, который люди ярлыками распространяют на протяжении столетий, вовсе не является цинизмом по определению.
Это боль. Боль душевная. Ибо только так можно рассказать о том, что тебя действительно волнует.
Таковы правила.
Ты не можешь сказать вслух правду. Ты должен о ней намекать: подмигиваниями, щелчками пальцев, качанием головы, оплеухами, убийствами, песнями…
Все это - неприкрытый символизм прикрытых истин.
Можно говорить о своей исключительности, из-за сомнения в ней. Можно говорить о любви, чтобы никто не подумал, что ты понятия не имеешь что это такое. И, наконец, можно беспрерывно говорить, именно говорить о добре, чтобы окружающие, не подумали о том, что ты сомневаешься в значении «простых» истин.
Неприкрытые ярлыки, тем не менее, пользуются спросом.
И с возрастом я начал понимать то, что моральные ценности никуда не ушли, они спрятались за штампами.
Сами посудите, сколько раз вы слышали о том, какими должны быть добрые поступки. Каким должно быть благородство. А после этого вы непременно выслушивали о том, что в наши дни эти самые ценности мельчают с каждым годом.
Не знаю как вы, но я не мог слушать речи о том, каким должен быть человек, от тех людей, кто проявлял доброту только в те дни, когда было настроение.
Штамп – «уступать дорогу», штамп -«улыбаться», штамп – «помогать старикам», штамп – «накормить щенка», штамп – «дать подаяние нищему».
Все это штампы доброты, не несущие в себе принципов идущих от сердца. Мы словно заставляем себя выполнять определенные правила для того, чтобы повысить себе самооценку.
Я не раз слышал от своих "друзей" об их ужасном настроении, проблемах, и о том, как им опостылела жизнь. Но когда они, по дороге с работы, бросают пару монет нищему, им становится легче.
Неужели доброта должна быть настолько опошленной?
Вы можете настаивать на том, что результат ведь достигнут - помощь оказана. Бабушка переведена через дорогу - и мнение о себе стало чуть выше.
Но если доброта – это взаимовыгода, пусть даже и не на денежной основе, разве можно уповать на моральные ценности в таком случае?
Доброта не может быть жертвой - если ты делаешь ее для себя. Но доброта и не обязана быть жертвой.
Потому я не мог поверить в то, что даже самое чистое, действительно ценное понятие может стать таким жестоким по своему общественному определению.
И я встал на сторону нигилистов. Лучше не признавать ничего, чем признавать то, что остальные выдают за добродетель, продолжая прибывать в своих бесконечно-цикличных оправданиях:
Помог = отлегло;
Умер = забыт;
Сказал = не сделал.
Я заглотнул еще одну рюмку, наблюдая за тем как мои «друзья», истерично размахивая всеми частями тела, пытаются попасть в клубный ритм. Вокруг темнота. И слепящие в глаза софиты. Множество забвенных тел, текущих из одной песни в другую, пульсируя сердцебиением молодости, и вечерним восторгом.
Затошнило.
Здесь было слишком душно. Я вышел на воздух.
Протирая стены, я еле добрался до выхода, расталкивая опьяненных пятничной эйфорией студентов, более взрослых съемщиков, и тех, кто собирался быть снятым.
Я поскользнулся возле двери и, упав на четвереньки за чьей-то машиной, начал отчаянно выплескивать из себя остатки алкоголя.
Пиджак запачкался. Кстати, почему я был в пиджаке?
В голове царила пустота.
Асфальт был мокрым и липким от ночной влаги. А вокруг проплывали: равнодушно-спокойные от невыветривающегося годами спирта молодые гуляки; сцепленные, словно перед судным днем, парочки; и несколько таких, как я - запивающих непостоянство своих мыслей.
Рукава запачкались в вытертой блевотине.
Я поднял голову, пытаясь протереть глаза, чтобы разглядеть улицу, на которой я находился. Потому как не помнил, как я там оказался.
И вдруг. Маленький мальчик.
Смотрел на меня прямо в упор прожигающим от любопытства взглядом.
Я поначалу подумал, что у меня началась горячка, и попытался игнорировать привидевшееся мне существо.
Но он никуда не девался все то время, пока я, покачиваясь, старался встать на ноги.
- Дяденька, вы пьяный?
Вот тогда – то я точно понял, что мальчик настоящий. Правда, не совсем понимал, как он оказался в подобном месте. Подумал, что ему было около десяти-одиннадцати лет. Волосы каштанового оттенка и миловидное лицо кое-где оцарапанное. На шее виднелись синяки. Но это все что я успел разглядеть. Алкоголь понемногу испарялся моим опытом и едким запахом сигарет.
Выпил, в принципе, не так уж и много.
- Ты кто такой?
- Я – Артём.
- Взялся-то ты тут откуда? Мал еще. - Я отряхнулся и начал выискивать глазами свою машину.
«Черт, забыл, где ключи лежат»- я начинал раздражаться.
- Я к маме пришел.
- Ты уверен, что сейчас твоей маме до тебя?
- Вы такой странный. Как моей маме может быть не до меня.
- Она что, здесь работает?
- Да, работает.
- И кем же?
- Она мне не говорит, но я все равно знаю.
- И что же ты знаешь?
Машина стояла недалеко.
- Что деньги ей платят хорошие дяди. Я часто видел, как она с ними разговаривала, а потом они уходили куда-то, и возвращалась она уже с деньгами. А потом мы вместе домой шли. Видите? Она просто им рассказывала, что нам нужны деньги, и они ей давали. Я всегда знал, что взрослые добрые.
- Ничего ты не знаешь…- тихо проговорил я.
«Значит мать - проститутка, еще и сына с собой таскает»- промелькнула мысль в моей трезвеющей голове.
- Ладно, давай подвезу - я нашел, наконец, ключи.
- Мне нужно маму ждать - он испуганно попятился.
- Ты чего боишься – то? Дома подождешь. Мама твоя не скоро «работать» еще закончит.
- Мне домой нельзя. Я подожду маму - повторил он, вдруг, задрожав.
- Почему домой-то нельзя. Ключей что ли нет?
- Нет, там просто…- он замялся - нельзя мне домой, в общем.
- Ладно, а куда можно?
- Я тут подожду.
- Черт тебя дери, что ты такой упрямый? Ты тут всю ночь проторчать хочешь?
Я почему-то взбесился, представив, как маленький ребенок будет стоять на выходе из этого вертепа, и ждать пока его матерью не попользуется половина клуба.
- Как мать зовут.
- Марина.
-Жди тут.
Сам не знаю, почему начал нянчиться с этим пацаном. Это шло против всех моих принципов. Но, представив, что будет, если я ему не помогу, решил продолжить свою показательную «доброту».
Подойдя к барной стойке, я выспросил у бармена о местной туалетной «съемщице».
Он, протирая стакан, кивнул в сторону разукрашенной бабенки, окучивающей какого-то скучающего богатея среднего возраста.
Сначала не знал, как подойти, почувствовав неловкость за нее.
А затем решился. И, взяв ее за локоть, отвел в сторону.
- Ты тут Марина?
- Ну да, а что больше предложишь? Чего работать мешаешь?- она нервно подтерла размазанную помаду.
- Сын твой на улице ждет.
- И что?
- Ты его так оставить хочешь?
- Тебе-то какое дело. Итак, для него стараюсь.
- Да, неужели? Стараешься, чтобы сын твой гордился твоим призванием?
- Слушай, хватит тут лечить. Либо плати, либо не мешай.
Поняв, как глупо со стороны выгляжу, вмешиваясь в чужую жизнь, своими понятиями о благородстве, я отступил в сторону и молча вышел из клуба.
Мальчик все так же продолжал стоять. Я взял его за руку и повел к машине.
- Вы куда, дяденька?
- Переночуешь у меня, завтра отвезу домой. Мама твоя занята еще.
Я привез его к себе домой и уложил спать. Артем не возражал.
Это в любом случае было лучше, чем оставлять его с тем, кто находился у него дома, судя по многочисленным побоям.
Вот опять.
Я ведь проявил доброту. Но каково будет ему потом. - Ведь придется возвращаться, рано или поздно.
И, теперь, я в ответе за него.
Нельзя так это оставлять. Но и вмешиваться я не могу. Ведь это моральный долг его родителей, а не меня.
…
Так прошла неделя.
Днем он уходил к матери, а вечером, когда у нее не было времени за ним следить, он приходил ко мне.
И тогда я стал больше зависеть от него, чем он от меня.
Проявив к нему то, что остальные самонадеянно назовут «добром», я лишь усугублял обстановку. Я знал, что это должно когда-нибудь закончиться, но не мог остановиться.
И привязался к нему.
Хоть и мучился, осознавая, что все это я опять же делаю ради себя.
Лезть в чужую жизнь не может быть делом благородным. Иногда лучше оставаться в стороне, чтобы не причинить большую боль.
Я решил, что со мной ему будет лучше. Но с чего я так подумал?
Я мог наоборот сделать его более жестоким в будущем - ведь он бы разочаровался в людях.
Тогда цепная реакция могла бы испортить жизни множества "других". А виновником был бы я…
Тем не менее, что-то подсказывало мне, что все не так плохо. И я чуть-чуть прав...
Прошел месяц.
Я чувствовал себя нужным. Мне было приятно помогать. И наши отношения чем-то напоминали семью. Он был смышлёным мальчиком. В школе хорошо успевал. Я даже пару раз помогал ему с домашним заданием.
Все было прекрасно. И я решил отложить свои рассуждения о глубинном смысле в сторону. Потому что то, что происходило со мной, действовало лучше, чем алкоголь.
Я так же забывал обо всем, но похмелья не было.
И было очень спокойно на душе.
Пока...
Мать не узнала о том, что ее сын ночует у постороннего мужчины каждый вечер.
В подробности она вдаваться не стала. Она просто пришла ко мне домой и, молча взяв его за руку, ушла, не сказав ни слова.
…
Прошла еще пара месяцев до того как произошло судьбоносное для меня, как я думал, событие.
Я перестал пить. И перестал думать. Я стал делать.
Молча. Помогая чем можно было всем окружающим людям.
И делал это, не афишируя своим благородством. А еще я старался не думать, что делаю это ради себя. Я просто что-то делал.
И вскоре почти понял, зачем мне это нужно...
Мы, так или иначе, влияем друг на друга: поступками, словами, отношением. Мы меняем друг друга.
И доброта так же является нашим влиянием на окружающих. Но только тогда, когда мы позволяем ей стать частью нашей личности.
В мое сердце глубоко врезались слова одного древнекитайского философа: «ты можешь считать себя добродетельным человеком только тогда, когда не совершил ни одного злодеяния, если же ты совершил хоть один злой поступок, ты не можешь зваться благородным».
Сначала я воспринял их неправильно. Потому как подумал, что это слишком самонадеянно утверждать о том, что ты идеален. Ведь каждый из нас хоть раз, но сдался под натиском зависти, злобы, превосходства, ревности…
А потом понял. Если ты оправдал себя хотя бы раз, то оправдаешь себя еще миллион.
Потому как контролировать себя нужно постоянно.
Да, нельзя быть идеальным. Но можно признать обратное и творить все, что вздумается. А можно стремиться к тому, чтобы быть тем, кем ты хочешь быть. И не столько прощать себе слабости, сколько не останавливаться в их уничтожении.
Я понял это в тот момент, когда спустя все это время, заметив меня на одной из улиц, Артём бежал ко мне, распахнув свои детские объятия. Он плакал. И он был рад. Я знал это.
Потому, я побежал ему навстречу.
Потому, я, счастливый схватил его и оттолкнул в сторону.
Потому, я не почувствовал боли когда меня сбил грузовик, предназначавшийся мальчику у которого все еще только начиналось.
Потому, я был горд не собой. Я был горд им.
Потому что знал, что этот поступок сохранит жизнь замечательному человеку.
Потому, улыбаясь на распростертом красно-теплом тротуаре, я почувствовал, как жизнь растекающаяся счастьем по моим конечностям испаряется добротой на благо всего человечества. Испаряется моей душой.
Мне было жаль только одного.
Я не узнал о том, что мать Артема, услышав о моем поступке, и о всем, том что происходило на самом деле, долго и молчаливо сидела в своей отслаивающейся обоями комнате, и думала о том, что ей хочется быть рядом со своим сыном гораздо чаще.
Что она выгнала постоянно пьющих и нескончаемых «отчимов», переехала в хорошую квартиру, а на заработанные деньги смогла отдать своего сына в платную школу, в которой он смог получить хорошее образование.
Я так и не узнал о том, что Артём, поступил затем в один из самых лучших университетов страны и стал поистине мудрым политиком, который мог совмещать моральный долг перед собой и жажду жить хорошо.
И я не узнал о том, что благотворительный фонд, который он основал, помог тысячам детей из неблагополучных семей, посмотреть на этот мир глазами тех, кто не отчаялся из-за жестокости. И своей и чужой.
И помог им стать лучше, а, значит, и стать самими собой.
Нельзя гнаться за уровнем моральности, и нельзя сказать, что один человек добрее другого на определенное количество.
Можно только спросить себя: «Готов ли я всем своим сердцем принять то, что есть вокруг, а потом все равно сделать это чуточку добрее. И не потому что так говорят остальные, и не потому что, у меня плохое настроение, а потому что я могу помочь кому –то поверить в маленькое чудо.- Чудо Быть Человеком…».