Литературная критика.
Если вас критикуют, значит вас читают.
М.В. Вулканов
Определение.
Литературная критика – оценка и анализ произведений художественной литературы, освещение современного творчества, установление творческих принципов того или иного литературного направления. По тонкому определению знаменитого русского критика В.Г. Белинского, критика является «судом разума над творчеством». В переводе с латыни слово «литература» буквально означает «написанное», а слово «критика» с греческого «искусство разбирать, суждение». Точных исторических данных о возникновении явления не сохранилось, известно что в эпоху античности литературная критика выделилась как особое профессиональное занятие. Как самостоятельная часть словесности родилась в Новое время, в период с 17-го по нач. 19 в.
Задачи.
Основные задачи литературной критики - оценка отношения искусства к жизни, науке, экономике, этике, религии; помощь читателю в установлении уровня таланта художника; истолкование и разъяснение произведения, указание автору на достоинства и недостатки творчества.
Обязанности.
Литературный критик обязан при объективном или субъективном разборе произведения ограничивать личностные предубеждения; иметь широкую осведомленность в сфере освещаемых вопросов, обладать высоким уровнем культуры, непредвзято относится к любому творчеству.
Наука и искусство.
Как наука, литературная критика относится к молодым вузовским дисциплинам. Актуальным вопросом остается отношение критики к литературоведению, высказываются противоречивые мнения, интересующие, пожалуй, только искусствоведов.
Для продвижения и оценки литературного творчества современная критика использует многообразие жанров: рецензию, критическую статью об отдельном произведении, обзор, эссе, проблемную статью, литературный портрет, литературный обзор, литературное письмо, пародию, памфлет, литературную параллель, критический диалог, полемическую заметку, библиографическую заметку, монографию о современном литературном процессе и др.
Взаимодействие науки и искусства помогает не только систематизировать информацию о художественной литературе и донести ее до читателей и авторов, но и показать общий уровень прогресса.
Прелести критики.
Синтез образованности, эрудиции, логики, это, несомненно, необходимый инструмент для раскрытия красот и глубин художественной литературы. Во все времена человечество стремилось к свободе и обретению смысла жизни – этот путь находил яркое отражение во всех видах искусства; само явление, а также и развитие критики - явная реакция, вызванная этими поисками. По моему скромному мнению, прелесть литературной критики заключается в том, что при построении убедительной аргументации, последующей оценке и анализу, создается не просто новый или свежий взгляд, а направление для успешных творческих изысканий.
А теперь пора поговорить о вещах близких и повседневных, чуть ли не бытовых:
Красота по-критикански.
На сетевых ресурсах, посвященных литературному творчеству, критические отзывы играют важную роль – каждый автор заинтересован в оценке своего произведения со стороны. Но очень многие пользователи в этой оценке ожидают увидеть только похвалу, отметая даже аргументированные доводы о недостатках. Ничего мне больше о них говорить не хочется, кроме как : они были, есть, и будут. Ну и пусть. Еще очень много пользователей не умеют писать отзывов и не хотят этому учиться. С ними тоже самое, пусть. Также есть разновидности «друзей-писателей», которые никогда не обижают друг друга и общаются комплиментами.
И, в целом наблюдая эту картину, можно смело заявить, что качественной критики в интернете совсем мало. Значимым аспектом этого является уровень критикуемых работ. Как известно, совсем бездарное творчество оценке особо не поддается. Немного улучшает ситуацию то, что более успешные авторы (на некоторых ресурсах) занимаются техническими разборами чужих произведений – помогают исправлять орфографические, синтаксические, пунктуационные ошибки и т.д. и т.п. но не менее важен в произведении слог, стиль и заложенный смысл.
Также довольно широко распространено мнение о том, что критика может быть вредна. На чем основаны эти безаргументационные, как правило, заявления, выяснить довольно проблематично. В моем понимании, вред критика может нанести только завышенному тщеславию и самомнению автора, «ну так, вы поосторожней с тщеславием, авторы!».
Стоит отметить, что периодически появляются люди, которых иначе как критиканами не назовешь, и пытаются навязать свою точку зрения на произведение, обыкновенно негативную или просто слишком личностную. Автор в таких случаях должен осознавать, что правда на его стороне и он имеет право даже не отвечать на подобные нападки. Нередко случается, что эти травители сами становятся объектами затеянной травли.
Заключение.
Читатели всегда были и будут самыми строгими судьями, порой выражая свое мнение обычным «нравится, не нравится» и, как всегда, ожидая от автора большего. Именно читатели покупают и читают книги и тем самым поддерживают мир литературы в том безумном равновесии, в каком он сейчас находится.
Список использованной литературы:
Википедия – статья - Литературная критика.
БСЭ – статья - Литературная критика.
Также несколько статей о литературной критике в интернете без указаний авторства.