«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 





-- Материальная помощь сайту --

--Бонус | Партнеры--



Сейчас на сайте:
Пользователей: 0
Отсутствуют.

Роботов: 1
Googlebot

Гостей: 21
Всех: 22

Сегодня День рождения:

  •     KADGAR (19-го, 4 года)
  •     Mary MkLair. (19-го, 21 год)


  • В этом месяце празднуют (⇓)



    Последние ответы на форуме

    Дискуссии О культуре общения 169 Герман Бор
    Стихи Мои стихи Кигель С.Б. 1863 Кигель
    Стихи молчание - не всегда золото 250 Filosofix
    Флудилка Время колокольчиков 198 Герман Бор
    Флудилка Курилка 1954 Герман Бор
    Обсуждение вопросов среди редакторов сайта Рабочие вопросы 517 Моллинезия
    Флудилка Поздравления 1635 Герман Бор
    Стихи ЖИЗНЬ... 1600 Lusia
    Организационные вопросы Заявки на повышение 775 Моллинезия
    Литература Чтение - вот лучшее учение 139 Lusia

    Рекомендуйте нас:

    Стихи о любви. Клуб начинающих писателей



    Интересное в сети




     

     

    -= Клуб начинающих писателей и художников =-


     

    Литературные приемы в прозе. (часть 1)

    Литературные приемы в прозе

     (часть 1)

     

     

       Различные литературные приемы являются важными средствами выражения мыслей (идей) писателя. Именно благодаря грамотному использованию разного рода приемов, достигается как красота художественного слога, так и доступность заложенной писателем идеи. Эта, отчасти механическая сторона литературы, имеет массу важных и любопытных для изучения способов выражения, с чем и предлагаю ознакомиться.

     

       Для начала, стоит рассказать немного о тропах в литературе. Троп (буквальный перевод с греческого – оборот) это риторическая фигура, слово или выражение, используемое в переносном значении с целью усилить образность языка.

     

       1. Сравнение. Изобразительный прием, построенный на сопоставлении двух предметов, понятий, состояний или явлений, имеющих общий признак, с целью выделить какой-либо особо важный в художественном отношении признак объекта сравнения.

    Примеры:

    «Влажная печать признаний,

           Обещанье тайных нег –

           Поцелуй, подснежник ранний,

           Свежий, чистый, точно снег.»

           Роберт Бернс «Поцелуй (Влажная печать признаний)».

          «Пес пополз, как змея, на брюхе, обливаясь слезами».

           М. А. Булгаков «Собачье сердце».

     

       2.Простое сравнение. Образное выражение мысли при помощи сопоставления явлений, отличающееся от обычного сравнения простотой формы. Может быть образовано как в творительном падеже, так и при помощи союзов «как», «будто», «точно», «словно».

    Примеры: «грудь колесом», «дым коромыслом», «белый как полотно», «пьяный как свинья».

     

       3. Метафора. Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Метафора является очень древним приемом, использовавшимся еще в заклинаниях, преданиях, пословицах и поговорках.

         Примеры: «Луна будет улыбаться весь вечер». А. П. Чехов.

         «Улица муку молча перла.

           Крик торчком стоял из глотки.

           Топорщились, застряв поперек горла,

           Пухлые taxi и костлявые пролетки.

           Грудь испешеходили.

           Чахотки площе».

           В. Маяковский «Облако в штанах».

         4.  Эпитет. Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения.

         Примеры: «теплые руки» - нет эпитета, «золотые руки» - есть.

         «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат…» М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

    «Рифма, звучная подруга вдохновенного досуга, вдохновенного труда!»

    А. С. Пушкин.

     

       5.  Аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств. Аллегория состоит из двух элементов:

    1) смыслового - это какое-либо понятие или явление (мудрость, хитрость, доброта, детство, природа и др.), которое стремится изобразить автор, не называя его;

    2) образно-предметного - это конкретный предмет, существо, изображенное в художественном произведении и представляющее названное понятие или явление.

    Как троп, аллегория используется в баснях, притчах, изобразительном искусстве.

       Примеры:

    «Давно это было, ещё во время Oно, когда в недрах огромной горы раздался страшный грохот похожий на стон, и все решили, что у горы начались схватки. Толпы народа прибывалы со всех концов земли, чтобы только поглядеть на великое чудо, что гора произведёт на свет. Дни и ночи стояли они в трепетном ожидании и, наконец, гора родила мышь!

    Так и с людьми бывает - обещают много, а делают ничего!»

    «Гора задумала родить, и страшный стон
    Разнёсся по земле, - все с нетерпеньем ждут,
    Но чуда так и нет: гора родила мышь, -
    Ничтожен делом тот, кто в обещаньях щедр!»

    «Беременная гора» Эзоп (вариант басни в прозе и в стихах).

     

       6. Аналогия. Сближение по сходству, соответствие, соотношение.

       Пример:

    «Иван Евсеич поднял глаза  к  потолку  и  зашевелил  губами.  Булдеев  и
    генеральша ожидали нетерпеливо.
         - Ну что же? Скорей думай!
         - Сейчас... Васильичу... Якову Васильичу... Забыл!  Такая  еще  простая
    фамилия... словно как бы лошадиная... Кобылин? Нет, не Кобылин.  Постойте... Жеребцов нешто? 
    Нет, и не Жеребцов. Помню, фамилия лошадиная, а какая  -  из головы вышибло...»
    «Лошадиная фамилия» А.П. Чехов. 
       7. Аллюзия. Художественный прием: сознательный авторский намек на общеизвестный 
    литературный или исторический факт, а также известное художественное произведение.
       Пример: 
    «— Вот-вот! Подошла ко гробу и говорит: «талифа куми». Это, значит, в переводе с древнежидовского: 
    «тебе говорю — встань и ходи».
    И что ж вы думаете? Встал — и пошел. И вот уже три месяца хожу замутненный…»
    «Москва-Петушки» В. Ерофеев. 
       8. Антитеза. Стилистическая фигура; сопоставление или противопоставление 
    контрастных понятий или образов для усиления впечатления.
       Примеры: 
    «На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. 
    Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни.
    Пахло от него хересом и флер-д'оранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами,
    узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина
    с длинным подбородком — его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын.»
    «Толстый и тонкий» А.П. Чехов. 
    «Ты богат, я очень беден;
    Ты прозаик, я поэт;
    Ты румян, как маков цвет,
    Я, как смерть, и тощ и бледен.»
    «Ты и я» А.С. Пушкин. 
       9. Гипербола. Cтилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности 
    и подчёркивания сказанной мысли.
       Примеры: 
    «Бурсаки вдруг преобразились: на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные, 
    с серебряными подковами; шаровары шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами,
    перетянулись золотым очкуром; к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками,
    для трубки.»
    «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь. 
    «В сто сорок солнц закат пылал,
    в июль катилось лето,
    была жара,
    жара плыла -
    на даче было это.»
    «Необычайное приключение…» В. Маяковский. 
       10. Литота. Обратная гиперболе стилистическая фигура явного и намеренного преуменьшения, умаления и уничтожения, 
    имеющая целью усиление выразительности.
       Примеры: 
    «- Милая скотинка, - вкрадчиво сказал мистер Уинкль, -  милая  скотинка,
    добрая старая лошадка!
         Но "милая скотинка" презирала лесть: чем упорнее старался мистер Уинкль к ней подойти, тем настойчивее она  
    отступала,  и,  несмотря  на  уговоры  и улещиванье, мистер Уинкль и лошадь кружились на одном месте в течение
    десяти минут, а по  прошествии  этого  времени  расстояние  между  ними  отнюдь  не уменьшилось, - положение
    неприятное при любых обстоятельствах, а  тем  более на безлюдной дороге, где никто не придет на помощь.»
    «Посмертные записки Пиквикского Клуба» Чарльз Диккенс. 
    «И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
    Лошадку ведет под уздцы мужичок
    В больших сапогах, в полушубке овчинном,
    В больших рукавицах... а сам с ноготок!»
    «Мужичок с ногток» Н.А. Некрасов. 
     
    Об остальных приемах будет рассказано в следующей части, дабы не перегружать информацией читателя. 
     

    +17


    Ссылка на этот материал:


    • 85
    Общий балл: 8.5
    Проголосовало людей: 2


    Автор: DonAlehandro
    Категория: Мастерская прозаиков
    Читали: 579 (Посмотреть кто)

    Размещено: 28 октября 2016 | Просмотров: 991 | Комментариев: 14 |

    Комментарий 1 написал: Моллинезия (28 октября 2016 22:41)
    Уважаемый автор. Разберитесь с точками в названии и в конце аннотации.


    Комментарий 2 написал: DonAlehandro (29 октября 2016 07:31)
    Моллинезия, поставил две точки, вроде туда... moil


    Комментарий 3 написал: Моллинезия (29 октября 2016 07:58)
    Хорошо.


    Комментарий 4 написал: KURRE (29 октября 2016 11:50)
    Мне кажется, все эти приёмы с одинаковым успехом могут использоваться как в прозе, так и в поэзии.
    Начинающие авторы тоже используют подобные вещи, но не все, и могут даже не знать, как они называются.
    Помню, смотрел один российский ситком, и обратил внимание, что один главный герой там явно противопоставляется другому (плохой продавец обуви и примерная работница банка). Тогда я подумал, что это не случайно. А сегодня узнал, что у этого приёма есть своё название - антитеза. И, по-моему, он выбивается из общего ряда, потому как автор применяет его ещё на стадии задумки сюжета.


    Комментарий 5 написал: NikiTA (29 октября 2016 17:17)
    Очень интересно. Люблю такие статьи, потому как разные авторы используют различные примеры, а чем больше примеров, тем лучше усваивается материал) (это далекие воспоминания университетских лет)).
    И еще интересный момент я нашла:

    Лекция IX. Фигуры речи. Тропы.

    В современной науке состав тропов определяется по-разному. В узком смысле к тропам относят метафору, метонимию и синекдоху (как разновидность метонимии). Мотивируется это тем, что только в данных тропах наблюдается совпадение в одном слове прямого и переносного значений. Некоторые исследователи расширяют данный ряд за счет случаев контрастного изменения значений слова – и тогда в состав тропов включают иронию, гиперболу и литоту.

    С некоторыми оговорками в состав тропов включают эпитет, сравнение, перифраз, олицетворение, символ и аллегорию, которые далеко не всегда обладают тропеическим (переносным) значением.


    Комментарий 6 написал: DonAlehandro (29 октября 2016 17:18)
    Цитата: KURRE
    Мне кажется, все эти приёмы с одинаковым успехом могут использоваться как в прозе, так и в поэзии.

    тоже так думаю. Отнес все же это к прозе, так как считаю, что авторам пишущим прозу это будет более интересно. Также некоторые упомянутые приемы используются даже в изобразительном искусстве.
    Цитата: KURRE
    Начинающие авторы тоже используют подобные вещи, но не все, и могут даже не знать, как они называются.

    да, такие использования делаются как правило неосознанно...
    Цитата: KURRE
    Помню, смотрел один российский ситком, и обратил внимание, что один главный герой там явно противопоставляется другому (плохой продавец обуви и примерная работница банка). Тогда я подумал, что это не случайно. А сегодня узнал, что у этого приёма есть своё название - антитеза. И, по-моему, он выбивается из общего ряда, потому как автор применяет его ещё на стадии задумки сюжета.

    также в очень многих анекдотах применяется антитеза)))

    Цитата: NikiTA
    Очень интересно. Люблю такие статьи, потому как разные авторы используют различные примеры, а чем больше примеров, тем лучше усваивается материал)

    часть примеров взято из общего доступа, большая часть добыта самолично. И, да, примеры это хорошо - это наглядность, в первую очередь.

    а по поводу тропов - цель все же ознакомить читателя со средствами выражения в первую очередь, а не научить его разбирать что есть троп, а что нет. Кому-то столь углубленное изучение может быть и необходимо, для прямого использования приемов не вижу в этом существенной необходимости. А, момент, да интересный, вообще, как заглянешь в статьи на эти темы - сразу глаза разбегаются...


    Комментарий 7 написал: Моллинезия (30 октября 2016 09:22)
    Почему-то о тропах сказано ("для начала"), затем перескок на Не тропы, но им уже определения не дано. Коль используете два-три разных вида средств выражения, как вы пишете, то давайте названия всем и, что было бы ещё лучше, объясняйте разницу между ними.


    Комментарий 8 написал: Моллинезия (30 октября 2016 11:48)
    DonAlehandro, вы заводите в заблуждение читателей своей недосказанностью в статье. И выказываете свою некомпетентность в вопросе, за который взялись.

    Если бы в статье были лишь тропы, то хватило бы приёма, его описания и примера к нему.

    А у вас есть и Не тропы. Почему вы их выдали в общем списке читателю, без разграничения? Каша, а не ознакомительная статья.


    Комментарий 9 написал: Моллинезия (30 октября 2016 12:20)
    Это вы увольте. Писать такие статьи - нужно либо иметь соответствующее образование, либо способность во всём разобраться самостоятельно. Я не могу все ваши публикации править, перепроверять и т.д. Рассчитывать, что я буду разжёвывать, а вы исправлять и говорить "спасибо" не нужно.

    Хотите реализовать себя. Предлагаю вам окрыть тему на форуме "Мои отзывы о прочитанном" (к примеру).

    В Мастерской, если увижу очередную вашу грубую ошибку, либо явное не владение материалом, удалю публикацию.


    Комментарий 10 написал: NikiTA (30 октября 2016 14:19)
    DonAlehandro,
    Вы совершенно не правы! Я, к стыду своему, прочитав первый раз и написав комментарий, не обратила пристального внимания на то, что позиционируя статью как обучаюший материал, пишите ложь. Это так. Потому что из 10 видов "троп" три не имеют к ним никакого отношения. Аллюзия и Антитеза относятся к стилистическим фигурам, и Аналогия - это Не троп.
    Вы либо уберите абзац с определением троп, либо выдерните из списка три Не тропы. А то выходит искажение фактов! Молли абсолютно права в данном случае.
    Не позорились бы, а то во всем писательском мире одни правила, а в Мастерской прозаика КНП - другие...


    Комментарий 11 написал: DonAlehandro (30 октября 2016 15:27)
    Цитата: NikiTA
    DonAlehandro,
    Вы совершенно не правы!

    в чем?
    Цитата: NikiTA
    Я, к стыду своему, прочитав первый раз и написав комментарий, не обратила пристального внимания на то, что позиционируя статью как обучаюший материал, пишите ложь.

    где я позиционировал так статью? Что за наглое вранье!
    Цитата: NikiTA
    Это так.

    это не так.
    Цитата: NikiTA
    Потому что из 10 видов "троп" три не имеют к ним никакого отношения.

    а с чего вообще можно было взять что все нижеперечисленное является тропами? Откуда такие налые и тупые догадки? Выше дано определение тропа, далее идут описания приемов. Эти дешевые умничанья выглядят жалко и неуместно.
    Цитата: NikiTA
    Аллюзия и Антитеза относятся к стилистическим фигурам, и Аналогия - это Не троп.

    где указано, что я выдавал их за тропы?
    Цитата: NikiTA
    Вы либо уберите абзац с определением троп, либо выдерните из списка три Не тропы.

    с чего бы это.
    Цитата: NikiTA
    А то выходит искажение фактов!

    выходит - в вашем комментарии. Наглейшее искажение фактов.
    Цитата: NikiTA
    Молли абсолютно права в данном случае.

    вообще неинтересно.
    Цитата: NikiTA
    Не позорились бы, а то во всем писательском мире одни правила, а в Мастерской прозаика КНП - другие...

    позор - молчать ссыкливо на комментарии к своим стихам. Так что не надо мне о позоре рассказывать.

    разговор продолжать не буду. Отчего не лизоблюдится в других местах.


    Комментарий 12 написал: NikiTA (30 октября 2016 16:25)
    где я позиционировал так статью? Что за наглое вранье!

    а вы считаете, что ознакомительный материал в мастерской прозаиков это не обучающий материал? А что это тогда - набор ваших домыслов?
    с чего вообще можно было взять что все нижеперечисленное является тропами?
    .

    Вы пишите для начала поговорим о тропах и начинаете их последовательное перечисление.


    Комментарий 13 написал: Моллинезия (30 октября 2016 16:26)
    Цитата: DonAlehandro
    Я, к стыду своему, прочитав первый раз и написав комментарий, не обратила пристального внимания на то, что позиционируя статью как обучаюший материал, пишите ложь.

    где я позиционировал так статью? Что за наглое вранье!


    Материал носит обучающий характер, как бы вы его не подавали, и как-то малодушно прятать свою недостаточную осведомлённость за такими лукавыми словами как "статья носит ознакомительный характер". Ознакамливались бы себе лично для начала... А то все теперь должны ожидать пока вы во всём разберётесь, набьёте шишек, потом выправите последствия...

    Ещё малодушнее бегать ко мне в репутацию и говорить неправду. Да ещё по нескольку раз одними и теми же словами.

    Оплошности в подаче темы ещё не все я озвучила.

    Предлагаю закончить на этом. Здесь не Курилка. Почитали, сделали выводы и достаточно.


    Комментарий 14 написал: NikiTA (30 октября 2016 16:39)
    Эти дешевые умничанья выглядят жалко и неуместно.

    жалко и неуместно выглядит ваше твердолобое отрицание любого совета и любой критики.


    позор - молчать ссыкливо на комментарии к своим стихам. Так что не надо мне о позоре рассказывать.

    разговор продолжать не буду. Отчего не лизоблюдится в других местах.



    --------------------

    не молчать, а целенаправленно игнорировать абсурдный поток ваших мыслей.
    И я вам так скажу, Дон! В комментариях к произведениям может быть все что душе угодно, и спор в них бессмысленнен, в нем редко рождается истина. Можно с пеной у рта защищать свое детище, можно доказывать автору, что его творение мрак и шваль - никто не противится этому, ведь у всех свое мнение. Но искажать неоспоримые факты и спорить с правилами, доказывая свое скудоумие - это глупо и приземленно.

    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
     
     

     



    Все материалы, публикуемые на сайте, принадлежат их авторам. При копировании материалов с сайта, обязательна ссылка на копируемый материал!
    © 2009-2018 clubnps.ru - начинающие писатели любители. Стихи о любви, рассказы.