«    Июнь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 





-- Материальная помощь сайту --

--Бонус | Партнеры--



Сейчас на сайте:
Пользователей: 0
Отсутствуют.

Роботов: 1
Yandex

Гостей: 15
Всех: 16

Сегодня День рождения:

  •     st_juice (24-го, 23 года)


  • В этом месяце празднуют (⇓)



    Последние ответы на форуме

    Стихи Мои стихи Кигель С.Б. 1851 Кигель
    Стихи ЖИЗНЬ... 1598 Lusia
    Организационные вопросы Заявки на повышение 775 Моллинезия
    Флудилка Поздравления 1632 Lusia
    Флудилка Курилка 1914 mik58
    Флудилка Время колокольчиков 196 Моллинезия
    Литература Чтение - вот лучшее учение 139 Lusia
    Обсуждение вопросов среди редакторов сайта Рабочие вопросы 514 Моллинезия
    Стихи редкие записи 7 loveliness
    Рисунки и фото Как я начал рисовать 298 Кеттариец

    Рекомендуйте нас:

    Стихи о любви. Клуб начинающих писателей



    Интересное в сети




     

     

    -= Клуб начинающих писателей и художников =-


     

    ПРОПЕДЕВТИКА?

    ПРОПЕДЕВТИКА КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕДСТВО И ОСНОВА В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

     

    В статье рассматриваются влияние законов и средств композиции на формирование объектов художественного проектирования в различных видах дизайна. Ключевые слова: пропедевтика, композиционное моделирование, законы и средства композиции, художественное проектирование, принципы взаимосвязей, проектная культура.

    Ключевые слова: пропедевтика, композиционное моделирование, законы и средства композиции, художественное проектирование, проектная культура

     

    Идея пропедевтики, «обеспечивающей целостный охват предметного мира», принадлежала ещё В. Гропиусу и подвергалась в дальнейшем обстоятельному изучению. Становление теории универсальности пропедевтики происходило в течение всего ХХ века. Её изучение послужило поводом для переосмысления принципиальных взаимосвязей пропедевтики и основ художественного проектирования, влияния композиционных категорий на формирование объекта проектирования с позиции современных требований к решению проектных задач. Анализ и систематизация продуктивных моделей взаимовлияния цикла данных дисциплин позволяет говорить о пропедевтике как базовой основе в системе подготовки специалистов в области дизайна.

    Пропедевтика (греч. propaideio – предваряю) занимает особое место на начальном этапе обучения. Являясь своеобразным профильным предметом – «введение в науку» – она способствует освоению знаний и навыков плоскостной, объёмной и объёмно-пространственной структуры, композиционных законов и средств, приёмов и средств формообразования. Она оперирует эффективными всеохватывающими категориями художественно-проектного творчества и является его базовым средством, через моделирование форм. По своей сути – это наука о композиционных основах художественного проектирования и на формальных элементах вводит в курс эстетической организации, необходимой для успешной проектной деятельности. Цели и задачи пропедевтики – активизировать творческий потенциал проектировщика, развивая его образно-эмоциональное восприятие, культуру и чутьё, и служить творческим инструментарием для решения проектных задач. «Композиция есть средство, язык и метод художественного проектирования» [1]. Развивая и обучая на начальных ступенях образования и прививая композиционное мышление, в дальнейшем творческом проектировании она воздействует на проектировщика на уровне подсознания, обеспечивая проектную культуру объектов.

    Организация формы происходит по законам, определяющим принципы формообразования, и средствами композиции. Исходя из этого, с учётом существующих разработок системно изложивших теоретические основы композиции и предложивших методики практического обучения, можно раскрыть сложившуюся и постоянно развивающуюся систему, найти закономерности её формирования, выявить её особенности и выстроить систему взаимосвязей в структуре: «Пропедевтика – художественное проектирование» (Таб.1).

     

    Таблица 1. 
    Влияние законов композиции и средств гармонизации художественной формы на формирование объекта проектирования


     

    Определить действие законов композиции и средств гармонизации художественной формы и их использование при формировании объектов проектирования.

    Далее можно перейти к выделению наиболее важных аспектов композиционной подготовки проектировщиков. Выявлению того, как «необходимые качества композиции обеспечиваются в процессе художественно-конструкторской разработки проекта соответствующими композиционными средствами» [2].

    Закон доминанты выражает выявление композиционного центра. В графическом дизайне это главный смысловой элемент плаката, бренда и т. д. В промышленном дизайне – главный функциональный элемент технического средства. В дизайне архитектурной среды доминантой является «лидер», организующий пространство, как правило, это центральное здание на площади, входная группа в здание и т.д. В интерьере жилища в старину доминантой был так называемый «красный угол», сейчас какой-либо другой элемент, в зависимости от функциональных назначений интерьера.

    Закон целостности выражен через композиционную структуру и пропорциональную соразмерность. Придаёт структурную упорядоченность объектам проектирования, создавая иерархию по степени значимости элементов, соподчиняя их между собой, органически связывает их в единое целое. Целостность формы возникает при соподчинении элементов целому, при соответствии формы и содержания, формы и функции. В графическом дизайне это выражение смысловой канвы брендинга через визуальную выразительность символической структуры бренда и его элементов, существующих и работающих как целостная система. В промышленном дизайне органичная взаимосвязь деталей технического изделия выражает целостность конструктивного строения и функциональное назначение изделия, обеспечивает его прочность и качество работы. В средовом дизайне – общая организация пространства, создающая его целесообразность, эстетичность и целостность.

    Закон равновесия выражает через средства композиции состояние формы, при котором все элементы сбалансированы между собой. Распределение масс, наличие центра тяжести, оси симметрии, пропорциональность и статичность в композиции продукта проектирования придают устойчивость и тектоничность, прочность и упорядоченность объекту. При этом ассиметричные и динамичные формы, элементы и объекты тоже могут быть уравновешены через равномерное распределение масс. В графическом дизайне закон равновесия придаёт внутреннюю эмоциональную силу, значимость и состоятельность проектируемых объектов. В промышленном дизайне – надёжность конструкции изделия. В дизайне среды это гармоничная сбалансированность предметно-пространственной системы. В архитектуре закон равновесия выражен во взаимосвязях несущих и несомых элементов сооружения, обеспечивающих его конструктивную устойчивость.

    Закон типизации выражен через сходство элементов композиции. Типичность, нюансировка и повтор тождественных элементов отражают стилевое единство и характер функциональных процессов объектов проектирования. В графическом дизайне выражает корпоративную идентификацию элементов фирменного стиля. В промышленном дизайне типизация связана с принадлежностью элементов к данной конструкции изделия. В дизайне архитектурной среды позволяет достигать стилевого единства множества компонентов.

    Закон контрастов отражает всевозможные контрасты, резкое различие, противоположности, которые не нарушают целостности композиции. В единстве противоположностей усиливается выразительность композиции за счёт возникновения акцентов. В графическом дизайне закон контрастов усиливает эмоциональную значимость и смысловую выразительность продукта дизайна, например, в константах фирменного стиля и т. д. В промышленном дизайне контрасты придают выразительность конструкции изделия, делая его заметным, выделяя опасные в использовании детали, обеспечивают его эргономичность и безопасность. В дизайне архитектурной среды контрасты внутри объёмно-пространственной структуры также решают эргономические задачи, например «большой – маленький» – это контраст, который помогает ориентироваться в пространстве и т.д.

    Таким образом, законы и средства композиции, оказывая влияние на художественное проектирование, образуют с ним принципиальные взаимосвязи и обладают универсальностью, так как в равной степени воздействуют на все виды художественного проектирования. Пропедевтика, являясь наукой о композиционных основах, отражает влияние законов и средств композиции на проектирование в различных видах дизайна и архитектуры и выявляет принципы взаимосвязей, охватывая в целом всю предметную среду.

    С позиции современных требований предметно-пространственная среда должна обладать комплексом эстетических, функциональных, эргономических и социальных достоинств. В настоящее время изменились требования к решению проектных задач, которые отражены в появлении новых возможностей и форм выполнения проектов, при сохранении теоретических основ композиции, которые требуют более углублённых теоретических разработок. При этом средства построения композиции: точка – линия – плоскость – объём – пространство остаются прежними. Средства гармонизации художественной формы и принципы композиционно-художественного формообразования постоянно обогащаются новыми взглядами, так как современность диктует поиск новых методов и приёмов обучения, разрабатываются новые методики.

    В этой связи можно рассмотреть методику преподавания пропедевтического цикла дисциплин на кафедре Д и ИИ ИНЭКА в г. Набережные Челны, предлагающую ряд взаимосвязанных, последовательно вытекающих одно из другого композиционных упражнений и претендующих на эффективный и целостный охват знаний и навыков при подготовке к работе в системе художественного проектирования.

    Формальные композиции из первоэлементов – точки и линии (рис. 1) несут в себе законы композиции, определяющие принципы плоскостного формообразования и средства гармонизации художественной формы: они имеют доминату, целостны, структурно выстроены, динамичны, но достаточно уравновешены, имеют единство стиля, через тождество, нюанс и ритм, так и композиции на моделирование объёмной формы. Композиционные упражнения способствуют формированию культуры мышления и графического чутья, выявляют характер взаимодействия с графическим дизайном через понятия: структура, морфология.

    Рис.1. Композиция из точек и линий. Динамика. выявление доминанты

     

    Рис.2. Линейные композиции. Динамика, статика, симметрия, асимметрия, плоскостная композиционная структура

     

    Если статья показалась Вам интересной прдолжение её можно найти на сайте http://archvuz.ru/2012_22/93



    0


    Ссылка на этот материал:


    • 0
    Общий балл: 0
    Проголосовало людей: 0


    Автор: Inna
    Категория: Мастерская художников
    Читали: 65 (Посмотреть кто)

    Размещено: 6 сентября 2017 | Просмотров: 109 | Комментариев: 0 |
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
     
     

     



    Все материалы, публикуемые на сайте, принадлежат их авторам. При копировании материалов с сайта, обязательна ссылка на копируемый материал!
    © 2009-2018 clubnps.ru - начинающие писатели любители. Стихи о любви, рассказы.