Украинская народная живопись на стекле существовала меньше ста лет - с XIX и до начала XX века, распространение она получила только в Карпатах и на Прикарпатье - в Покутье, на Гуцульщине, меньше Буковине, Волыни, Закарпатье, Тернопольщине, Львовщине.
Икона на стекле это очень сложное, но целостное художественное явление, в котором все взаимопереплетается. В ее образной системе первенствующее место занимает техника исполнения. А начинается все со стеклянного листа. Так как промышленное производство стекла на Западной Украине было налажено только в конце XIX века, то иконы писали, на стекле, изготовленном кустарным ("халявным") способом. Стеклодувы из сельских гут выдували тонкостенный цилиндр, потом разрезали его в горячем состоянии и выглаживали. "Халявное" стекло получалось тонким (1 - 2 мм.), но не было идеально гладким. Оно было с пузырьками и едва заметной волнистостью. Эти дефекты имели важное значение: на заломах свет отражался по-разному, что обогащало колористические решения. Фабричное стекло в XX веке вытеснило "халявное" и это сказалось на достоинствах иконописи.
Рисунок на стекло мастер наносил тонкой черной линией с помощью гусиного пера. Нередко использовали в качестве основы народные гравюры типа лубочных картинок: их ложили под стекло и обводили, однако следование оригиналу обязательным не было.
Следом за первым контуром писали белилами, а сверху них черной краской, в результате получался второй контур серого тона, и только потом художники приступали к живописи - от более светлого к более темному. В начале использовали природные земляные краски: сами их растирали на плоских камнях, затем сушили и мешали с клеем; позже в обиход вошли химические анилиновые краски, которые отличались пронзительной яркостью. Связующими веществами обычно служили казеин, яичные белки, олифа, молоко, льняное масло, желатин; для быстрого высыхания обычно добавляли скипидар (иконы сохли по несколько месяцев). Для золочения деталей одежды, нимбов, реже фона использовали сусальное золото; в XX столетии его заменили фольгой.
Техника исполнения предполагала живопись легкую, свободную, артистичную, в которой импровизация играла важную роль: линии контура идут в непринужденном стремительном движении, краски на стекло ложаться одним тонким слоем, исправления и перекрывания не допускаются. В технике исполнения икон на стекле много неожиданных моментов, которые непривычны для художника, работающего "на поверхности" (сначала тень, а потом уже предмет; сначала накладывают румянец, а потом закрашивают лицо). Это все требовало навыков. Но основной заботой художника была яркость, декоративность и звучность красок. Свечение золота, интенсивность и сила цвета хорошо соотносятся с темными интерьерами крестьянского жилища.
Персонажами народной иконописи были: Христос, Богоматерь - с младенцем и в композиции "Покров", Варвара Великомученица, Юра Змееборец (Георгий Победоносец), Николай Чудотворец - то есть святые, которые связаны с сельскохозяйственным календарем и занятиями крестьян. Очень часто также встречались Иоанн Непомук, Иоанн Креститель, Илья Пророк на колеснице, Мария Магдалина, Петр и Павел, отцы церкви Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий, реже - композиции "Страшный суд", "Притча о богатом и бедном Лазаре", "Въезд в Иерусалим", "Бегство в Египет", "Коронование Марии", " Рождество Христово", "Тайная вечеря", "Троица", "Успение Богоматери". Самая распространенная схема сводилась к распятию в центре и двум фигурам по сторонам (Николай и Варвара, Мария и Николай, Юра и Николай, Варвара и Юра, Мария и Юра, Варвара и Мария...).
Переосмысление иконописных сюжетов было обусловлено особенностями народного склада ума. Народный художник удивительным образом сокращает расстояние между святыми и их "подзащитными", бессмертным и смертным, небом и землей. Однако грань между ними не размыта, иконы остаются иконами, а не становятся жанровыми сценками, но дистанция как бы уплотняется, сжимается, и мастер, словно вводит нас в круг высших сил, добрых, всемогущих и заботливых, лишенных иррационального мистицизма и сверхъестественного величия. Так как народная икона на стекле была "хатней" и в церкви не попадала, церковные власти были вынуждены смириться с некоторыми нарушениями иконографии. Ни одна икона на стекле не повторяет другую, в каждой видно живое чувство художника, его чистое и по-детски наивное восприятие мира. Движение чувства и мысли как бы сливается с движением кисти или пера. Каждый "скляный образ" это частица красочного, светлого, яркого карпатского мира.
Фон, орнамент, фигуры - три основные части иконы на стекле, и при доминирующей смысловой роли персонажей, очень трудно выделить какую-либо из них в построении целостного декоративно-живописного образа. Одна к другой могут относиться по-разному, иногда та или иная приобретает самостоятельное значение, но в результате внутреннего сцепления возникает единство образа.
Автор:
InnaКатегория:
Мастерская художников
Читали: 504 (Посмотреть кто)
Размещено: 12 ноября 2017 | Просмотров: 742 | Комментариев: 1 |