«    Июнь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 





-- Материальная помощь сайту --

--Бонус | Партнеры--



Сейчас на сайте:
Пользователей: 0
Отсутствуют.

Роботов: 1
Yandex

Гостей: 16
Всех: 17

Сегодня День рождения:

  •     st_juice (24-го, 23 года)


  • В этом месяце празднуют (⇓)



    Последние ответы на форуме

    Стихи Мои стихи Кигель С.Б. 1851 Кигель
    Стихи ЖИЗНЬ... 1598 Lusia
    Организационные вопросы Заявки на повышение 775 Моллинезия
    Флудилка Поздравления 1632 Lusia
    Флудилка Курилка 1914 mik58
    Флудилка Время колокольчиков 196 Моллинезия
    Литература Чтение - вот лучшее учение 139 Lusia
    Обсуждение вопросов среди редакторов сайта Рабочие вопросы 514 Моллинезия
    Стихи редкие записи 7 loveliness
    Рисунки и фото Как я начал рисовать 298 Кеттариец

    Рекомендуйте нас:

    Стихи о любви. Клуб начинающих писателей



    Интересное в сети




     

     

    -= Клуб начинающих писателей и художников =-


     

    Украинская народная живопись на стекле...

    Украинская народная живопись на стекле существовала меньше ста лет - с XIX и до начала XX века, распространение она получила только в Карпатах и на Прикарпатье - в Покутье, на Гуцульщине, меньше Буковине, Волыни, Закарпатье, Тернопольщине, Львовщине.


    Икона на стекле это очень сложное, но целостное художественное явление, в котором все взаимопереплетается. В ее образной системе первенствующее место занимает техника исполнения. А начинается все со стеклянного листа. Так как промышленное производство стекла на Западной Украине было налажено только в конце XIX века, то иконы писали, на стекле, изготовленном кустарным ("халявным") способом. Стеклодувы из сельских гут выдували тонкостенный цилиндр, потом разрезали его в горячем состоянии и выглаживали. "Халявное" стекло получалось тонким (1 - 2 мм.), но не было идеально гладким. Оно было с пузырьками и едва заметной волнистостью. Эти дефекты имели важное значение: на заломах свет отражался по-разному, что обогащало колористические решения. Фабричное стекло в XX веке вытеснило "халявное" и это сказалось на достоинствах иконописи.


    Рисунок на стекло мастер наносил тонкой черной линией с помощью гусиного пера. Нередко использовали в качестве основы народные гравюры типа лубочных картинок: их ложили под стекло и обводили, однако следование оригиналу обязательным не было.


    Следом за первым контуром писали белилами, а сверху них черной краской, в результате получался второй контур серого тона, и только потом художники приступали к живописи - от более светлого к более темному. В начале использовали природные земляные краски: сами их растирали на плоских камнях, затем сушили и мешали с клеем; позже в обиход вошли химические анилиновые краски, которые отличались пронзительной яркостью. Связующими веществами обычно служили казеин, яичные белки, олифа, молоко, льняное масло, желатин; для быстрого высыхания обычно добавляли скипидар (иконы сохли по несколько месяцев). Для золочения деталей одежды, нимбов, реже фона использовали сусальное золото; в XX столетии его заменили фольгой.


    Техника исполнения предполагала живопись легкую, свободную, артистичную, в которой импровизация играла важную роль: линии контура идут в непринужденном стремительном движении, краски на стекло ложаться одним тонким слоем, исправления и перекрывания не допускаются. В технике исполнения икон на стекле много неожиданных моментов, которые непривычны для художника, работающего "на поверхности" (сначала тень, а потом уже предмет; сначала накладывают румянец, а потом закрашивают лицо). Это все требовало навыков. Но основной заботой художника была яркость, декоративность и звучность красок. Свечение золота, интенсивность и сила цвета хорошо соотносятся с темными интерьерами крестьянского жилища.


    Персонажами народной иконописи были: Христос, Богоматерь - с младенцем и в композиции "Покров", Варвара Великомученица, Юра Змееборец (Георгий Победоносец), Николай Чудотворец - то есть святые, которые связаны с сельскохозяйственным календарем и занятиями крестьян. Очень часто также встречались Иоанн Непомук, Иоанн Креститель, Илья Пророк на колеснице, Мария Магдалина, Петр и Павел, отцы церкви Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий, реже - композиции "Страшный суд", "Притча о богатом и бедном Лазаре", "Въезд в Иерусалим", "Бегство в Египет", "Коронование Марии", " Рождество Христово", "Тайная вечеря", "Троица", "Успение Богоматери". Самая распространенная схема сводилась к распятию в центре и двум фигурам по сторонам (Николай и Варвара, Мария и Николай, Юра и Николай, Варвара и Юра, Мария и Юра, Варвара и Мария...).


    Переосмысление иконописных сюжетов было обусловлено особенностями народного склада ума. Народный художник удивительным образом сокращает расстояние между святыми и их "подзащитными", бессмертным и смертным, небом и землей. Однако грань между ними не размыта, иконы остаются иконами, а не становятся жанровыми сценками, но дистанция как бы уплотняется, сжимается, и мастер, словно вводит нас в круг высших сил, добрых, всемогущих и заботливых, лишенных иррационального мистицизма и сверхъестественного величия. Так как народная икона на стекле была "хатней" и в церкви не попадала, церковные власти были вынуждены смириться с некоторыми нарушениями иконографии. Ни одна икона на стекле не повторяет другую, в каждой видно живое чувство художника, его чистое и по-детски наивное восприятие мира. Движение чувства и мысли как бы сливается с движением кисти или пера. Каждый "скляный образ" это частица красочного, светлого, яркого карпатского мира.


    Фон, орнамент, фигуры - три основные части иконы на стекле, и при доминирующей смысловой роли персонажей, очень трудно выделить какую-либо из них в построении целостного декоративно-живописного образа. Одна к другой могут относиться по-разному, иногда та или иная приобретает самостоятельное значение, но в результате внутреннего сцепления возникает единство образа.


    Дополнение к статье: смотрите: здесь море иллюстраций:

    https://www.livemaster.ru/topic/1254903-ukr...ikona-na-stekle
    http://drevnerus.narod.ru/gkuznetsova.html

    0


    Ссылка на этот материал:


    • 0
    Общий балл: 0
    Проголосовало людей: 0


    Автор: Inna
    Категория: Мастерская художников
    Читали: 191 (Посмотреть кто)

    Размещено: 12 ноября 2017 | Просмотров: 247 | Комментариев: 1 |

    Комментарий 1 написал: Inna (14 ноября 2017 12:39)

    Я считаю, что на Украине, не знаю, как сейчас, но раньше была очень сильная школа подготовки художников, в которой чётко следовали академической школе и бережно относились к народным ремёслам. Развитию народного творчества очень способствовала колоритная природа и творческая душа народа.

    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
     
     

     



    Все материалы, публикуемые на сайте, принадлежат их авторам. При копировании материалов с сайта, обязательна ссылка на копируемый материал!
    © 2009-2018 clubnps.ru - начинающие писатели любители. Стихи о любви, рассказы.